ГоловнаКонтактиМапа сайта

  "Любая страна вправе выбрать любую юрисдикцию для решения  споров"  - 2012/11/08 

2012/11/08

   и. о. торгового представителя Российской Федерации в Украине Сергей Соломин

   Фото: Константин Мельницкий / Коммерсантъ

   — Возможно ли решение в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) проблем с ограничением доступа украинской продукции в одну из стран Таможенного союза (ТС)?

   — Евразийская экономическая комиссия действует в рамках делегированных ей странами ТС полномочий, например, в сфере нетарифного регулирования, установления или отмены импортных квот, введения специальных защитных и антидемпинговых мер. Подобные вопросы, которые могут быть связаны с ограничением доступа на рынок ТС, Украина и ЕЭК могут обсуждать в рамках учрежденного в сентябре "Диалога по торговым вопросам". При этом все страны, ратифицировавшие соглашение о зоне свободной торговли СНГ — а в их число входят все страны ТС и Украина,— могут использовать для разрешения споров институт арбитража. Страны-члены Всемирной торговой организации (ВТО) также могут использовать институт разрешения споров в рамках организации.

   — То есть торговые споры между Украиной и Россией корректнее решать через договор о зоне свободной торговли (ЗСТ) СНГ, а не механизм протокола Украина—Таможенный союз?

   — Смысл диалога — в нахождении решения на предварительной стадии благодаря переговорам. Если же переговоры не дали результата, тогда подключается арбитражный механизм в рамках ЗСТ СНГ.

   — Однако пока этот механизм не работает...

   — Соглашение о ЗСТ СНГ вступило в силу полтора месяца назад. Идет согласование списка экспертов, которые сформируют арбитраж. Думаю, что за месяц, максимум за два, эти списки будут согласованы, и вполне возможно, что уже до Нового года мы получим прецедент решения актуального торгового спора.

   — Насколько этот механизм будет востребован, учитывая, что есть альтернативный механизм в рамках ВТО?

   — Одно не исключает другого. Но нужно учитывать временной фактор: срок рассмотрения вопроса в ВТО составляет от одного года до пяти лет, в то время как рассмотрение в арбитраже в рамках СНГ обещает быть более быстрым — от трех до шести месяцев. Этот способ будет и дешевле, и эффективнее, ведь в ходе торгового разбирательства фиксируется статус-кво, а значит, компания страны-истца несет потери от каждого дня простоя. Кроме того, не все страны Таможенного союза уже являются членами ВТО и, следовательно, не все вопросы относительно ТС могут там рассматриваться. Безусловно, любая страна вправе выбрать любую юрисдикцию для решения споров.

   — Но ведь комиссия уже имеет опыт решения споров между странами-участниками ТС?

   — ЕЭК как коллегиальный орган разрешает споры на этапе принятия решений. ЕЭК — это орган, который формирует единую позицию внутри ТС и принимает решения, обязательные для всех трех стран.

   — Правительственный уполномоченный Валерий Мунтиян уже заявил, что Украина намерена подать в ЕЭК заявку на рассмотрение конфликта с поставками украинских сыров в Россию, раз арбитраж СНГ еще не действует...

   — Нужно вести диалог с ЕЭК, если вопрос касается санитарных правил и норм. Если же возникают проблемы в части правоприменения, то необходимо вести диалог с Россией напрямую.

   — Если у Украины есть сомнения в справедливости обвинений, как лучше оспорить решение Роспотребнадзора?

   —- Путем переговоров сторон. Если же переговоры не увенчаются успехом, то в арбитражном суде в рамках СНГ. Когда в Киев приезжал министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев, он предлагал вынести один из вопросов на рассмотрение арбитража, чтобы протестировать в деле новый механизм разрешения споров.

   — Существует еще проблема с экспортом пива...

   — Запрета на экспорт пива нет, обсуждается запрет на продажу пива в пластиковой таре. Вы смотрите на эту проблему с одной стороны, забывая, что такие же проблемы у российского производителя. В России много компаний, отгружающих потребителям пиво в пластиковых бутылках. Поэтому некорректно считать, что это ограничение направлено только против украинских пивоваров. На их российских коллег распространяются такие же ограничения.

   — Сейчас Украина и страны ТС обсуждают синхронизацию технических регламентов. Как это будет происходить и как это соотносится с тем, что Украина также синхронизирует свои техрегламенты с ЕС?

   — Это очень специфический вопрос, требующий обсуждения на экспертном уровне. Наши страны изначально работали по единым техническим регламентам, доставшимся в наследство от СССР. За годы независимости регламенты поменялись, но нашим странам нужно переходить на гармонизированные техрегламенты, по крайней мере там, где этого требует торговля. Тем более что регламенты и ТС, и Украины гармонизируются с регламентами ЕС.

   — Исходя из украинско-российских договоренностей, не будет ли синхронизация техстандартов между нашими странами препятствием аналогичной синхронизации с ЕС?

   — Переговоры идут, и на сегодня окончательных договоренностей нет. Но я могу вас заверить, что и Украина, и Российская Федерация заинтересованы в максимальном сближении своих позиций с ЕС, поскольку мы объективно находимся в едином торговом пространстве. Дело в том, что технический регламент становится мощным инструментом ограничения доступа импортных товаров на внутренний рынок, не являясь мерой торговой защиты. Скорейшее решение этого вопроса будет способствовать увеличению объема взаимной торговли Украины как с Россией, так и со странами ЕС.

   — Будет ли ЕЭК участвовать в процессе вступления в ВТО Казахстана и Белоруссии и как будет происходить синхронизация торговых тарифов между странами?

   — ВТО насчитывает 157 стран, и членство в организации является неким индикатором цивилизованности. На мой взгляд, нет никаких препятствий для вступления Казахстана и Белоруссии в ВТО — это вопрос переговоров. Учитывая, что эти страны состоят в Таможенном союзе с Россией, поддержка РФ и ЕЭК способствует более профессиональному отстаиванию интересов при вступлении. Кроме того, законодательство Таможенного союза создавалось в соответствии с правилами ВТО, а Казахстан и Белоруссия уже приняли к исполнению обязательства в момент присоединения первой из стран ТС — России — к ВТО. Это дает возможность переговорщикам брать за основу уже согласованные и исполняемые положения в ходе своих переговоров.

   — Насколько окончательным будет решение в рамках арбитража СНГ?

   — Прецедентов пока нет. Наверно, можно предположить, что будут попытки пересмотреть какие-то решения в другом формате или на другом уровне, ведь в любом споре найдется сторона, которую не устроит решение суда. Важно построить такую практику, чтобы решение арбитража СНГ было окончательным.

   Интервью взял Юрий Панченко

КоммерсантЪ