ГоловнаКонтактиМапа сайта

  Рисковый бизнес: скрытые опасности новых оснований для  проверок бизнеса   - 2012/10/30 

2012/10/30

 10 октября 2012 года были внесены изменения в постановление Кабинета Министров Украины №1059 с мудреным названием «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде и определяется периодичность осуществления плановых мер государственного контроля».

Вникнуть в хитросплетение тавтологий и канцеляризмов с первого раза непросто. Но любой нормативно-правовой акт, где вместе употребляются такие слова, как «хозяйственная деятельность», «риск» и «проверка» - в любых комбинациях – в нашей стране желательно воспринимать настороженно.

Для начала два слова о самом постановлении. Принято оно в 2010 году на исполнение Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». А это означает, что вводятся новые правовые основания для проверок бизнеса. Стоит рассмотреть эти основания внимательнее.

В числе критериев:

- наличие задолженности по выплате заработной платы;
- выплата работникам зарплаты на уровне или ниже законодательно установленного размера минимальной заработной платы;
- несоответствие количества работников предприятия объемам производства (выполненных работ, оказанных услуг);
- нарушение требований законодательства о труде;
- наличие разногласий между фактическими показателями численности работающих и зарплатой и показателями отчетности, представленной в органы государственной власти.

В зависимости от показателей по критериям все субъекты хозяйствования разделены на три группы риска.

К субъектам хозяйствования с высокой степенью риска относятся субъекты:

1. имеющие задолженность по выплате заработной платы более 60 календарных дней;
2. с численностью до 50 человек включительно, у которых 60 и более процентов работников получают зарплату на уровне или ниже законодательно установленного размера минимальной заработной платы;
3. с численностью от 51 до 250 человек включительно, у которых 45 и более процентов работников получают заработную плату на уровне или ниже законодательно установленного размера минимальной заработной платы;
4. с численностью 251 и более человек, у которых 30 и более процентов работников получают зарплату на уровне или ниже законодательно установленного размера минимальной зарплаты;
5. количество наемных работников, которых недостаточно для существующего объема производства (выполнения работ, оказания услуг);
6. у которых по результатам последней плановой или внеплановой проверки выявлены грубые нарушения требований законодательства о труде, имеющие признаки преступлений, предусмотренных статьями 172, 173 и 175 Уголовного кодекса Украины;
7. у которых расхождения между фактическими показателями численности работающих и зарплаты и показателями отчетности, представленной в органы государственной власти, составляют 10 и более процентов.

К субъектам хозяйствования со средней степенью риска относятся субъекты:

1. выплачивающие зарплату с нарушением сроков выплаты зарплаты от 30 до 60 дней включительно;
2. с численностью до 50 человек включительно, у которых зарплату на уровне или ниже законодательно установленного размера минимальной зарплаты получают 45 и более, но менее 60% работников;
3. с численностью от 51 до 250 человек включительно, в которых зарплату на уровне или ниже законодательно установленного размера минимальной заработной платы получают более 30, но менее 45% работников;
4. с численностью 251 и более человек, в которых зарплату на уровне или ниже законодательно установленного размера минимальной зарплаты получают более 15, но менее 30% работников;
5. в которых по результатам последней плановой или внеплановой проверки выявлены нарушения требований законодательства о труде, по которым должностные лица субъекта хозяйственной деятельности привлекались к административной ответственности;
6. в которых расхождения между фактическими показателями численности работающих и заработной платы и показателями отчетности, представленной в органы государственной власти, составляют более 4, но менее 10%.

К субъектам хозяйствования с незначительной степенью риска относятся субъекты хозяйствования, которые не подходят под две другие категории.

В зависимости от категории для предприятий устанавливаются различные сроки проведения проверок, связанных с соблюдением законодательства о труде.

Незначительная степень риска – не чаще одного раза в пять лет. Средняя степень риска – не чаще одного раза в два года. Высокая степень риска – не чаще одного раза в год.

Обращаю внимание, что речь идет исключительно о плановых проверках и только в сфере трудового законодательства. Все внеплановые, налоговые и прочие проверки остаются в силе.

Проверка законодательства о труде удобна тем, что позволяет проверить как рабочее место, т.е. материальную базу предприятия, так и финансовую отчетность под «соусом» проверки правильности начислений на заработную плату. Невозможно не заметить, что данное постановление имеет отдаленное отношение к защите трудовых прав граждан. Вместо этого закреплены критерии определения теневой составляющей бизнеса.

Итак, критерии:

1. Сроки задолженности по выплате заработной плате – скорее являются данью прошлому. О работниках, которым не платят заработную плату, принято заботиться. Эта норма только развязывает руки государству, не заставляя дожидаться первого обращения работников в прокуратуру.

2. Процент сотрудников, у которых заработная плата меньше официальной. Здесь также имеет место быть неиспользуемая норма. Планка минимальной заработной платы и так достаточно строго блюдется органами государственного контроля.

3. Наличие нарушений трудового законодательства – также достаточно очевидный критерий, который, однако, имеет одну скрытую особенность. Отрасль трудового права – самая архаичная в Украине. Средний возраст регулируемых нормативно-правовых актов упорно приближается к пенсионному. Есть даже долгожители 1937 года. Причем они разрабатывались тогда, когда, например, компьютер был даже не диковинкой, а опасным аппаратом государственного значения. Требования к обеспечению безопасности работы с ЭВМ действуют и поныне. Очевидно, что в такой ситуации их тотальное соблюдение предприятием является малореальным. Поэтому такое основание позволяет проверяющим держать любое предприятие на крючке, не выпуская его из категории среднего риска.

4. Наконец, соотношение количества наемных работников с объемом производства (выполнения работ, оказания услуг) и расхождение между фактическими показателями количества работников и официальной отчетностью. Это уже самое интересное.

Во-первых, критерий, который позволяет относить предприятие к группе высокого риска, является субъективным. На сегодняшний день нормативов производства в пересчете на «человекочасы» попросту не существует. Это означает, что проверяющий будет самостоятельно решать, достаточно ли трех работников для того, чтобы оказать услуги в сфере рекламы на 30000 гривен в месяц или нет. А предприятию уже потом придется долго оправдываться, раскрывая во всех ракурсах о своих финансовых показателях.

Во-вторых, эта норма крайне опасна для тех компаний, которые опираются на неоформленную рабочую силу, например, курьеров или официантов. Сравнительный показатель – это косвенный признак определения занижения отчислений в бюджет, против которого невозможно будет оградиться формальным наличием документов.

В-третьих, эта норма позволит использовать гордую информацию на сайте компании в разделе с названием типа «наша команда» для того, чтобы задать руководителю целый ряд неудобных вопросов.

Государство в очередной раз совершает наступление на теневой сектор экономики непрямыми методами контроля, не предлагая взамен послаблений. Пока снижение ставок налогов проходит стадию обсуждения, Кабмин уже вводит новые параметры контроля. Это только усугубляет действующее противостояние бизнеса и государства. Особенно деморализующим бизнес фактором является то, что наступление на теневой сектор осуществляется начиная с тех людей, которые зарабатывают своим трудом. При этом напрочь игнорируется такой очевидный и общепринятый метод контроля, как контроль расходов государственных служащих.

Артем Афян, управляющий партнер ЮК «Юскутум»



Бухгалтер 911