ГоловнаКонтактиМапа сайта

  Как новый Таможенный кодекс изменил жизнь малого и среднего  бизнеса  - 2012/10/08 

2012/10/08

   За последние три месяца — с тех пор как страна живет с новым Таможенным кодексом, он уже получил массу комментариев. О нем положительно отзывались в МВФ и ВТО, посольства ключевых торговых партнеров Украины, одобрительные оценки, хоть и с незначительными замечаниями, получены от Европейской бизнес-ассоциации, Американской торговой палаты, УСПП и других почтенных бизнес-объединений.

   Владимир Полевой

   Следственный эксперимент

   Последние изменения на таможне и в профильном законодательстве оказались одной из наиболее удачных реформ нынешнего года. Это признали многие международные эксперты. Новая таможенная конституция внесла заметные изменения в экономическую жизнь страны. Ну а значение качественной работы таможни для рядовых граждан нельзя недооценивать. Каждый из нас регулярно покупает импортные товары, то ли в элитном бутике, то ли в ближайшем киоске.

   Чтобы проверить, как на практике работает Таможенный кодекс, изменил ли он жизнь малого и среднего бизнеса, была проведена небольшая операция наподобие «тайный покупатель». В разных частях страны, на разных таможнях эксперты, предприниматели и простые украинцы выясняли, как отечественный малый и средний бизнес растаможивает импортные товары.

   Первым мини-экзамен пришлось сдавать стражам экономической границы из Львовщины. Почему именно этот регион на Западе был избран для тестирования? Во-первых, тамошняя таможня обеспечивает наибольшие поступления в бюджет по западному периметру границы. Во-вторых, в начале 2012-го там состоялись чуть ли не самые большие кадровые чистки среди всех региональных таможен Украины. Около 90% сотрудников уволили, понизили в должностях, перевели на другие места работы. Изменило ли это что-то?

   Мы нашли человека, который занимается импортом обуви из Польши. Торгует ей в собственной сети магазинов в нескольких городах и поселках Львовщины. Игорь сразу отозвался на предложение, но и предупредил: чего-то из ряда вон выходящего, скорее всего, мы не увидим. Дело в том, что он такими вещами, как «серый» импорт или тем более контрабандой, не занимается.

   «Самое важное в растаможивании «белого» импорта — это не само прохождение таможенного контроля, когда товар завозится в Украину, а так сказать, подготовительная работа. Этим занимается Ирина, его жена, которая работает в одной из львовских брокерских фирм, — рассказывает Игорь. — Она определяет код товара, который должен завозиться, предварительно информирует Гостаможслужбу, указывая, в частности, количество товара, его стоимость. Потом на счет таможни мы перечисляем деньги для списания их как таможенные платежи в процессе таможенного оформления уже на границе».

   По словам же Ирины, предприниматели, которые длительное время занимаются импортом одинаковой продукции, с большими проблемами при определении таможенной стоимости обычно не сталкиваются. Для подтверждения задекларированной стоимости от них могут требоваться, правда, подтверждающие документы, особенно если идет речь о непрямых контрактах. В таком случае может уточняться, в частности цена контракта посредника (если товар покупался у него) и производителя. Достаточно часто требуется калькуляция себестоимости продукции, однако западные производители предоставляют ее очень неохотно (как правило, обычно и не предоставляют), поскольку не хотят раскрывать коммерческие тайны. В таком случае таможенники могут также обращаться за соответствующими подтверждениями-оценками к Торгово-промышленной палате или «Госвнешинформу».

   «Если контракты прямые с производителем, проблем фактически вообще никаких не возникает, — убеждает Ирина. — Контакт с таможенниками у меня минимальный. Мы работаем дистанционно — отправляем документы из рабочего кабинета в электронном виде. Необходимая для этого программа стоила нам недорого, что-то около 500 грн. Сколько стоили ключи к ней, в настоящий момент уже не вспомню, но тоже достаточно символические деньги».

   Три часа для пользы бизнеса

   В начале июля мы с Игорем выехали из Люблина двумя небольшими грузовиками, битком набитыми обувью. Через какой таможенный пост не указываю, чтобы не рекламировать конкретных таможенников.

   Когда приехали на таможню, перед нами стояли всего три грузовика. Пока до нас дошла очередь, прошло минут 40 (Игорь отметил, что это очень быстро). С Игорем в основном контактировал молодой инспектор, лет 27 (видимо, из числа тех, кого набрали после недавних кадровых рокировок). Он вежливо поздоровался, взял у Игоря номер предыдущей заявки, документы.

   После того, как вопрос со сверкой документов был завершен, начался осмотр грузовиков. Слишком активного осмотра, как описывают другие предприниматели, не было. Хотя сказать, что совсем они ничего не смотрели, тоже нельзя. Открыли несколько коробок с краю, полезли немного вглубь авто. Интересно, что это произошло только на одном грузовике — второй грузовик никто даже не открывал... «Еще с год назад таможенники проверяли почти каждую вторую коробку в каждом автомобиле», — комментирует Игорь.

   По ходу дела оказалось, что бизнесмен везет чуть меньше товара, чем планировалось (указывалось в заявке). Соответственно, и заранее было перечислено чуть больше средств для осуществления таможенных платежей, чем нужно. Разницу он попросил перечислить обратно на счет его фирмы. Это якобы абсолютно нормальная практика, деньги должны вернуться уже через несколько дней.

   На все оформления, проверки ушло в итоге где-то около двух с половиной часов. Игорь говорит, что это тоже очень быстро. «Раньше реально можно было потратить сутки, сейчас таможенники управляются в среднем часа за три-четыре. То есть вписываются в определенные Кодексом требования. Но даже если все действо затянется часов на пять, это лучше, чем сутки, как бывало раньше», — говорит он.

   Бизнесмен утверждает: «серого» импорта и контрабанды через границу постепенно проходит все меньше. «Все знают, что таможенники работают на бюджет, — констатирует он. — Также среди торговцев и поставщиков говорят, что сейчас провести, скажем, качественную итальянскую обувь под видом «гуманитарки» практически нереально. И это хорошо, справедливо. Почему частный предприниматель средней руки должен платить в госказну больше, чем столичные владельцы всевозможных модных бутиков?»

   Игорь добавляет, что иногда у таможенников действительно очень много работы, если на границе собирается немало фур. А в спешке возможны и ошибки. Но нельзя отрицать факт, что коррупции стало меньше. Даже мелкой. «Ранее инспекторы очень часто умышленно затягивали время. Чтобы ускорить оформление, некоторым импортерам, скажем, продуктов, для которых важен каждый час, приходилось упрашивать долларом. Сейчас этого уже не вижу», — утверждает львовский предприниматель.

   Среди замечаний Игоря — целесообразность пересмотреть саму систему взимания таможенных платежей в бюджет: «Насколько я знаю, в Польше можно месяц не платить налоги с продукции, которая завозится в страну. Предприниматель за это время имеет возможность реализовать, по крайней мере, часть товара, получить «живые» деньги и уплатить государству все, что полагается. Почему у нас так нельзя сделать? Украинские же предприниматели вынуждены постоянно иметь немалый финансовый резерв. То есть деньги частично изымаются из оборота. А это прямые потери, точнее недополученная прибыль».

   К перспективам усиления пост-аудит-контроля (дополнительных проверок налоговиков и таможенников уже после прохождения таможенных процедур, о введении которых много говорилось весной) Игорь относится достаточно спокойно. «Я взятки не плачу, все документы оформляю. Чего мне бояться? Мы работаем по-белому. Пусть боятся те, кому есть что скрывать».

   По оценкам бизнесменов, текущая работа таможенников тянет на оценку «хорошо», хотя до максимального результата — европейских стандартов таможенного дела еще много работы. Что ж, не доверять мнению украинских предпринимателей оснований нет.

Известия в Украине