ГоловнаКонтактиМапа сайта

  Валютное декларирование: кто, когда и каким образом?   -  2012/09/24 

2012/09/24

Валютное декларирование: кто, когда и каким образом?

Опубликовано в Бухгалтерии N39 (1026) от 24 СЕНТЯБРЯ 2012 года

 
Елена САМАРЧЕНКО, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению
Нормативная база
– НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI
– Декрет № 15-93Декрет КМУ от 19.02.93 г. № 15-93 «О системе валютного регулирования и валютного контроля»1– Указ № 319Указ Президента Украины от 18.06.94 г. № 319/94 «О неотложных мерах по возврату в Украину валютных ценностей, незаконно находящихся за ее пределами»
– Приказ № 207Приказ МФУ от 25.12.95 г. № 207 «Об утверждении формы Декларации о валютных ценностях, доходах и имуществе, принадлежащих резиденту Украины и находящихся за ее пределами»
– Положение № 49Положение о валютном контроле, утвержденное постановлением правления НБУ от 08.02.2000 г. № 492Необходимость декларирования валютных ценностей, находящихся за пределами Украины, существует довольно давно (с момента вступления в силу в 1993 году Декрета № 15-93). Тем не менее вопросы об общих правилах такого декларирования (сроки, порядок и прочее), а также особенностях представления декларации (иной отчетности) отдельными субъектами хозяйствования регулярно возникают на практике. Поэтому предлагаем нашим читателям подробно разобраться со всеми «валютно-декларационными» нюансами.
Кто и когда представляет декларациюДекларация о валютных ценностях и имуществе, принадлежащих резиденту Украины и находящихся за ее пределами (далее — валютная декларация), и все, что с ней связано, прежде всего интересно тем, кто имеет хоть какое-то отношение к операциям во внешнеэкономической деятельности (осуществляет либо планирует подобные операции). Ведь без документов о проведении декларирования невозможно провести таможенное оформление импорта-экспорта товаров, банковские операции с валютными ценностями, а также осуществить другие виды внешнеэкономической деятельности (п.5 Приказа № 207).Согласно ст.9 Декрета № 15-93 обязанность по декларированию валютных ценностей и иного имущества, находящегося за территорией Украины, возлагается на резидентов. При этом в перечень резидентов, приведенный в п.5 ст.1 этого нормативного документа, включены следующие лица:– физические лица (граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства), имеющие постоянное место жительства на территории Украины, в том числе временно находящиеся за границей;– юридические лица, субъекты предпринимательской деятельности, не имеющие статуса юридического лица (филиалы, представительства и т.д.), с местонахождением на территории Украины, которые осуществляют свою деятельность на законных основаниях;– дипломатические, консульские, торговые и другие официальные представительства Украины за границей, имеющие иммунитет и дипломатические привилегии, а также филиалы и представительства предприятий и организаций Украины за границей, не осуществляющие предпринимательскую деятельность.Однако уже в Указе № 319 и Приказе № 207 упоминаются не просто резиденты, а субъекты предпринимательской деятельности, что исключает необходимость представления валютной декларации физическими лицами — резидентами, не зарегистрированными в качестве субъектов предпринимательства. Причем в письмах главного налогового ведомства эта мысль четко не прослеживается (см., например, письмо от 18.11.2004 г. № 8413/К/17-31153). Тем не менее к данному выводу можно прийти на основании следующих аргументов.Во-первых, форма валютной декларации рассчитана на составление ее субъектами предпринимательства, о чем свидетельствуют многочисленные комментарии тех же налоговых органов и НБУ относительно составления данной декларации (об этом мы поговорим далее), а обязанность граждан заключается в необходимости (при соблюдении некоторых условий) представить декларацию о доходах4, что предусмотрено ст.176 НКУ. Частично физическое лицо может отразить в декларации о доходах свое «иностранное» имущество. Так, в разделе VII декларации отражается наличие у физического лица недвижимости — как на территории Украины, так и за ее пределами.Во-вторых, валютная декларация должна быть представлена органам ГНС и региональному отделению НБУ в сроки, установленные для представления финансовой отчетности. А граждане — физические лица не ведут бухгалтерский учет своей деятельности и, соответственно, не имеют никакого отношения к составлению и представлению финансовой отчетности.Таким образом, лишь субъекты предпринимательской деятельности (юридические и физические лица) при определенных обстоятельствах обязаны представлять валютную декларацию.
Сроки и порядок представления декларацииСогласно п.3 Приказа № 207 валютная декларация должна быть представлена в органы ГНС и региональные отделения НБУ в сроки, предусмотренные для сдачи квартальной и годовой финансовой отчетности. О ежеквартальном декларировании упоминается и в п.1 Указа № 319. При этом п.5 Порядка представления финансовой отчетности, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 4195, с 1 января 2012 года предусмотрены разные сроки для представления отчетности:– органам налоговой службы — в сроки, установленные для представления декларации по налогу на прибыль предприятий;– всем остальным пользователям (в частности, собственникам и органам государственной статистики) квартальная финансовая отчетность (кроме сводной и консолидированной) представляется не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а годовая — не позднее 9 февраля года, следующего за отчетным.Поскольку валютная декларация должна быть направлена субъектом предпринимательства прежде всего в налоговые органы, то и сроки для ее представления — такие же, как для декларации по налогу на прибыль, то есть это 40 календарных дней, следующих за последним днем отчетного периода6. А вот показатели в валютной декларации отражаются по состоянию на начало отчетного периода. Этот вывод следует как из формы самой декларации, так и из разъяснений контролирующих органов7.Последовательность действий субъекта предпринимательства при осуществлении декларирования изложена в совместном письме НБУ и ГНАУ от 17.04.2003 г. № 28-311/1929-2823, № 3368/5/23-5316. Рассмотрим ее детально.Составленная в двух экземплярах валютная декларация представляется в органы ГНС по местонахождению субъекта предпринимательской деятельности. Один экземпляр декларации остается в налоговых органах, а второй — со штампом налоговой администрации (инспекции) и подписью уполномоченного лица налогового органа возвращается субъекту предпринимательства.Субъект предпринимательства представляет свой экземпляр валютной декларации (с отметками налоговых органов) в территориальное управление НБУ по своему местонахождению. После получения декларации территориальное управление НБУ выдает субъекту предпринимательства справку о проведении декларирования, заверенную подписью начальника (заместителя начальника) и печатью такого территориального управления.Полученную справку субъект предпринимательства представляет в те органы ГНС, в которые была представлена валютная декларация, для заверения данной справки подписью председателя (начальника) налоговой администрации (инспекции) и оттиском печати. И только после этого заверенная справка является основанием для приема к таможенному оформлению импортно-экспортных грузов, проведения внешнеэкономических расчетов, для осуществления иных операций.
Особенности составления декларацииКак уже неоднократно отмечалось выше, обязательному декларированию подлежат валютные ценности и другое имущество субъектов хозяйствования — резидентов, находящиеся за территорией Украины. Определение термина «валютные ценности» приведено в п.1 ст.1 Декрета № 15-93. К ним относятся, в частности:– валюта Украины — денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет и в других формах, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством на территории Украины, денежные средства на счетах, во вкладах в банковских и других финансовых учреждениях на территории Украины;– платежные документы и другие ценные бумаги, выраженные в валюте Украины;– иностранная валюта — иностранные денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством на территории соответствующего иностранного государства, средства в денежных единицах иностранных государств и международных расчетных (клиринговых) единицах, находящиеся на счетах или вкладываемые в банковские и другие финансовые учреждения за пределами Украины;– платежные документы и другие ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте или банковских металлах.А термин «имущество» следует понимать в значении, используемом в ст.139 ХКУ8. По сути, к имуществу субъекта хозяйствования можно отнести все что угодно: денежные средства, сырье, материалы, готовую продукцию, товары, основные средства (как производственные, так и непроизводственные), нематериальные активы, ценные бумаги и даже работы (услуги).К сожалению, Приказ № 207 не содержит порядка заполнения валютной декларации. Однако с этим обычно проблем не возникает. Тем не менее некоторые нюансы все же стоит учесть.Так, в случае если субъект предпринимательства в течение отчетного периода осуществлял импортно-экспортные операции, но на дату составления декларации все задолженности с нерезидентами погашены (то есть имущество за территорией Украины отсутствует), в декларации заполняется лишь раздел V «Информационные сведения».Если задолженность нерезидента перед субъектом хозяйствования возникла в части предоплаты, перечисленной такому нерезиденту за расходы, которые будут понесены работником такого субъекта хозяйствования в командировке, то сумму такой задолженности не нужно отражать в валютной декларации. Такое мнение высказано ГНАУ в письме от 31.07.2008 г. № 354/4/17-02149 и основано на том, что задолженность, связанная с загранкомандировкой, является текущей неторговой операцией.И еще одна операция, по мнению Минфина, может не отражаться в валютной декларации. Это задолженность нерезидента, которая признана судом, однако не может быть погашена по причине признания нерезидента банкротом (письмо от 08.12.2009 г. № 31-20030-03-10/3345510). При этом факт отсутствия каких-либо источников погашения задолженности должен быть подтвержден уполномоченным органом страны расположения нерезидента-должника. Вместе с тем мнение главного налогового ведомства (в компетенцию которого входит проведение проверок) расходится с мнением Минфина. Так, в письме от 05.12.2005 г. № 24181/7/22-1017 ГНАУ обращает внимание на то, что в Указе № 319 нет никаких исключений в части тех операций, которые должны попасть в валютную декларацию. Поэтому, по мнению ГНАУ, «валютные ценности и имущество, находящиеся за границей, в том числе и суммы просроченной дебиторской задолженности, списанные по истечении срока исковой давности на убытки предприятия, подлежат обязательному декларированию субъектами внешнеэкономической деятельности Украины до момента зачисления денежных средств на валютный счет экспортера в уполномоченном банке при осуществлении экспортной операции и до момента осуществления поставки товара в Украину при проведении импортной операции».
Справка как альтернатива декларированиюКак было сказано выше, валютная декларация и справка, которая выдается по итогам проведения декларирования валютных ценностей, дают основания для проведения экспортно-импортных поставок, перечисления валютных средств и прочих ВЭД-операций. А как поступать тому субъекту предпринимательства, который только начинает свою внешнеэкономическую деятельность и декларировать ему пока нечего, а таможенные органы требуют документ об отсутствии имущества за рубежом? В этом случае альтернативой валютной декларации выступает справка об отсутствии за пределами Украины валютных ценностей и имущества, форма которой приведена в приложении 2 к совместному письму НБУ, ГНАУ и ГТСУ от 09.01.98/12.01.98 г. № 13-226/53-188, № 206/10/22-0117, № 11/3-247.Этот документ составляется субъектом хозяйствования в двух экземплярах. Оба экземпляра необходимо представить в органы ГНС по месту регистрации такого субъекта. Поскольку данная справка не имеет отношения к валютной декларации, то для нее не установлены какие-либо сроки для представления. То есть субъект хозяйствования может это сделать в любой момент. При этом не лишним будет учесть мнение таможенных органов, изложенное в письме от 13.04.2001 г. № 3/16-1899-ЕП: соответствующая справка должна указывать на отсутствие валютных ценностей за рубежом по состоянию на текущее время. То есть справку лучше всего представлять в органы ГНС в сроки, максимально приближенные к дате осуществления экспортно-импортной операции.После регистрации такой справки в налоговых органах один экземпляр возвращается субъекту хозяйствования со штампом и подписью ответственного работника налогового органа. Эта справка представляется в таможенные органы и в банк и является основанием для проведения ВЭД-операций.Кроме того, справку об отсутствии за пределами Украины валютных ценностей и имущества иногда рекомендуют представлять и субъектам внешнеэкономической деятельности «со стажем», если в течение периода все импортно-экспортные операции были закрыты и у такого субъекта ценности за рубежом отсутствуют. В этом случае в декларации о валютных ценностях заполняется лишь справочный раздел V «Информационные сведения». По мнению автора, замена декларации справкой не совсем корректна (см. также письмо НБУ от 28.07.2005 г. № 13-122/3484), поскольку такое право выбора (представлять тот либо иной документ) не предусмотрено нормативными документами.Если все же субъект хозяйствования представил в органы ГНС, таможенные органы и в банк справку об отсутствии за пределами Украины валютных ценностей и имущества, а не валютную декларацию и справку о проведении декларирования, то в соответствии с п.2.7 Положения № 49 никакие штрафные санкции такому субъекту хозяйствования не грозят. На это обращала внимание ГНАУ в письме от 08.10.2003 г. № 15657/7/23-5317.
Ответственность за нарушения в сфере декларированияНесмотря на то, что валютная декларация должна представляться в налоговые органы в сроки, предусмотренные для налоговой отчетности, такая декларация не является налоговой декларацией по терминологии, приведенной в п.46.1 ст.46 НКУ (по ней не осуществляется начисление и/или уплата налогового обязательства). Следовательно, те штрафные санкции, которые предусмотрены НКУ, относительно валютной декларации не применяются. Однако это не значит, что субъект хозяйствования может без последствий игнорировать процедуру декларирования или относиться к ней «спустя рукава».Так, согласно п.2 ст.16 Декрета № 15-93 и п.2.7 Положения № 49 за невыполнение субъектами хозяйствования требований по декларированию валютных ценностей и имущества к такому субъекту хозяйствования могут быть применены следующие финансовые санкции:– за нарушение сроков декларирования — штраф в размере 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (170 грн.) за каждый отчетный период. Причем во избежание применения данного штрафа необходимо соблюдать сроки представления валютной декларации относительно ее представления и в органы ГНСУ, и в территориальные отделения НБУ (письмо ГНАУ от 22.02.2005 г. № 3309/7/23-5317);– за нарушение порядка декларирования — штраф в размере 20 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (340 грн.). При этом нарушением порядка декларирования является предо¬ставление субъектом хозяйствования в валютной декларации недостоверной информации, искаженных данных, если такие действия указывают на сокрытие данным субъектом валютных ценностей и имущества, находящихся за территорией Украины.Порядок применения штрафных санкций за нарушение валютного законодательства утвержден приказом ГНАУ от 04.10.99 г. № 542. В этом документе, а также в разъяснениях главного налогового ведомства (письма от 12.10.2009 г. № 4776/С/22-5015, от 29.07.2004 г. № 14170/7/23-5317) подчеркивается, что штрафные санкции применяются, если действия субъекта хозяйствования указывают на сокрытие таким субъектом валютных ценностей и имущества, находящихся за территорией Украины. Поэтому ошибки в информационном разделе V валютной декларации можно отнести к разряду «нештрафо¬опасных» нарушений.А вот самостоятельное выявление и, соответственно, исправление ошибок, допущенных при составлении валютной декларации, НБУ рассматривает как нарушение порядка декларирования, за что к субъекту хозяйствования применяется штраф в размере 340 грн. (письмо НБУ от 28.07.2005 г. № 13-122/3484). Поскольку размер штрафа не увеличивается с течением времени, то, возможно, в каких-то ситуациях субъекту хозяйствования выгоднее не исправлять самостоятельно выявленную ошибку, а дождаться применения данного штрафа налоговыми органами при проведении проверки.

1Опубликован: Многогранный учет: операции в ВЭД: Сборник систематизированного законодательства. — 2012. — Вып.5. — C.106—111 (прим. ред.).
2Опубликовано: Там же. — C.114—117 (прим. ред.).
3Опубликовано: Бухгалтерия. — 2005. — № 7. — С.31 (прим ред.).
4Форма декларации и инструкция по ее заполнению утверждены приказом МФУ от 07.11.2011 г. № 1395 (прим. авт.).
5Опубликован: Бухгалтерский учет. Хрестоматия: Сборник систематизированного законодательства. — 2012. — Вып.1. — C.26—27 (прим. ред.).
6См. также письмо ГНСУ от 12.03.2012 г. № 6994/7/22-3317. Опубликовано: Бухгалтерия. — 2012. — № 17. — С.41 (прим. авт.).
7См. далее «Для справки» письмо ГНАУ от 12.10.2009 г. № 4776/С/22-5015 (прим. авт.).
8Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV (прим. ред.).
9Опубликовано: Бухгалтерия. — 2008. — № 37. — C.29—36 (прим. ред.).
10Опубликовано: Бухгалтерия. — 2010. — № 6. — C.40 (прим. ред.).
ДЛЯ СПРАВКИ

Государственная налоговая администрация УкраиныПисьмо от 12.10.2009 г. № 4776/С/22-5015
(Извлечение)
Сведения о валютных ценностях
<…> В соответствии со статьей 9 Декрета Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля», статьями 1 и 5 Указа Президента Украины от 18.06.94 г. № 319/94 «О неотложных мерах по возврату в Украину валютных ценностей, незаконно находящихся за ее пределами» обязательному декларированию подлежат валютные ценности, доходы и имущество, принадлежащие субъектам предпринимательской деятельности – резидентам и находящиеся за пределами Украины. Указанное декларирование осуществляется ежеквартально по форме Декларации о валютных ценностях, доходах и имуществе, принадлежащих резиденту Украины и находящихся за ее пределами (далее – Декларация), утвержденной приказом Минис¬терства финансов Украины от 25.12.95 г. № 207.Исходя из названия и содержания Декларации отражению в ней подлежат валютные ценности, доходы и имущество, принадлежащие резиденту Украины и на отчетную дату (1 число [каждого квартала]) находящиеся за ее пределами.Поэтому информация о финансовых вложениях, имуществе и товарах за границей, содержащаяся в разделах 2 и 3 Декларации, подлежит пересчету по курсу НБУ на отчетную дату, то есть на 1 число.В соответствии с пунктом 2.7 Положения о валютном контроле, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 08.02.2000 г. № 49, нарушение порядка декларирования влечет наложение штрафа в размере 20 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Нарушением порядка декларирования является предоставление недостоверной информации или искажение данных, отражающихся в соответствующей декларации, если такие действия свидетельствуют о сокрытии резидентами валютных ценностей и имущества, находящихся за пределами Украины.Таким образом, исходя из экономической сути Декларации налоговыми органами применяется ответственность только за предоставление недостоверной информации о наличии валютных ценностей или искажение данных, свидетельствующих о сокрытии валютных ценностей и имущества, находящихся за пределами Украины.
Заместитель Председателя Н.РУБАН

 



Бухгалтерия