ГоловнаКонтактиМапа сайта

  Правительство возвращает импортеров и экспортеров в прошлое  - 2012/09/13 

2012/09/13

   Завышенная планка таможенных сборов в госказну на фоне охлаждения мировой экономики может замедлить реализацию в Украине таможенной реформы, которую достаточно позитивно воспринял бизнес. Удастся ли этого избежать, зависит в том числе от успешности борьбы Гостаможслужбы с серым импортом.

   Бизнес в целом одобрительно отзывается о первых трех месяцах действия Таможенного кодекса, отмечает сопредседатель комитета по вопросам таможенной политики Американской торговой палаты Игорь Даньков. Эксперт указывает, в частности, на соответствие регламентов определения таможенной стоимости, предусмотренной в документе, стандартам ВТО и ЕС, которые все масштабнее применяются на практике.

   Сопредседатель таможенного комитета Европейской бизнес-ассоциации Денис Щендрик дополняет, что наиболее ощутимым позитивом для субъектов внешнеэкономической деятельности стало совершенствование процедур при прохождении таможенного контроля (скорость и простота оформления товаров и т.д.).

   Однако бизнес выражает опасение относительно завышенных макропоказателей, которые заложены в бюджете и на основе которых рассчитаны планы таможенных поступлений. «У нас 0% инфляция, а бюджетные доходы просчитаны при инфляции 7,9%. Тенденция роста расходов госбюджета опережает тенденцию роста его доходов»,— констатирует старший советник «Альфа-банка (Украина)» Роман Шпек.

   По мнению экспертов, даже из-за незначительного недовыполнения утвержденных бюджетных ориентиров (в январе-августе Гостаможслужба выполнила бюджетную роспись на 98,7%) Кабмин может подталкивать ГТСУ к усилению контроля при «растаможке» товаров. «Даже небольшое невыполнение плана может направить положительные моменты Таможенного кодекса в не очень позитивное русло»,— опасается Денис Щендрик.

   По словам аналитиков, текущее замедление роста таможенных платежей в госказну обусловлено, прежде всего, охлаждением мировой и, как следствие, украинской экономики, что притормаживает внешнюю торговлю. Если в январе-мае импорт, из которого платились пошлина и НДС, рос на 16,7%, то в июне-августе — не более чем на 12%.

   Предопределить такой статус-кво могло также ослабление курса евро, что снижает средний уровень таможенной стоимости импортных товаров, а также изменения в структуре импорта, в частности, сокращение закупок газа (по данным Минуглепрома, на 39% за семь месяцев по сравнению с этим же периодом 2011 г.).

   «Без учета поступлений от импорта газа в прошлом году, у нас налоговые платежи выросли на 20% за восемь месяцев. Это при том, что темпы роста импорта утверждены на уровне 10-11%»,— подтверждает догадки аналитиков начальник управления администрирования таможенных платежей ГТСУ Виталий Зварич.

   В то же время, как недавно обращали внимание в УСПП, некоторые субъекты внешнеэкономической деятельности за последние три месяца могли воспользоваться ослаблением таможенного контроля, которое предусмотрено Таможенным кодексом.

   По данным ГТСУ, после вступления документа в силу количество проверок грузов на таможне сократилось почти втрое. Если раньше они покрывали 19% от товарооборота, то сейчас — 7%. «По сравнению с летом 2011 г. 57% товаров подешевели. Причем подешевела их контрактная стоимость. Это не во всех случаях соответствует действительности»,— дополняет Виталий Зварич.

   Добиться стабильности своих таможенных доходов государство могло бы за счет детенизации внешней торговли. А обеспечить это можно, получив доступ к таможенной статистике европейских стран. Как рассказывает Роман Шпек (экс-посол Украины в ЕС), такие вопросы ставились перед Евросоюзом еще десять лет назад, но безрезультатно. «В условиях экономического спада в Европе им будет сложно принять такое решение, потому что они всеми силами пытаются вытолкнуть свои товары на соседние территории»,— убежден эксперт.

   По словам адъютанта экономического отдела посольства Франции в Украине Юлии Сотье, камнем преткновения для сотрудничества украинских и западных таможенных органов является риск распространения конфиденциальной информации о частных структурах.

   Однако директор департамента таможенного контроля и оформления Гостаможслужбы Сергей Семка подчеркивает, что украинская таможня не ставит вопрос об обмене информацией частного характера между странами, а говорит лишь о данных, которые содержатся в грузовых таможенных декларациях ЕС. «Мы получаем эти данные, но с опозданием — только тогда, когда груз уже поступает на территорию страны»,— уточняет таможенник.

   Сергей Семка уверяет, что в Еврокомиссии постепенно появляется понимание того, что такая информация нужна не только Украине, но и ЕС. По данным представителя ГТСУ, уже создана совместная рабочая группа, которая будет отрабатывать эти вопросы. Первое ее заседание состоится в сентябре. Обмен же информацией может начаться в конце 2012 г. — начале 2013 г. По словам Сергея Семки, определенные сдвиги в этом же контексте есть и на переговорах с Китаем.

   По мнению же председателя парламентского комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Виталия Хомутынника, текущее уменьшение налоговых платежей в целом является незначительным и закономерным, учитывая более либеральный (законодательно определенный) подход ГТСУ к определению таможенной стоимости товаров на основе цены сделок хозяйствующих субъектов.

   «Применение новой редакции Таможенного кодекса со временем даст гораздо больше поступлений. Если бизнес начнет работать легально и будет чувствовать, что никто не будет ему ставить препятствия, то товарооборот и налоговые платежи, безусловно, увеличатся»,— прогнозирует парламентарий

Экономические известия