ГоловнаКонтактиМапа сайта

  Экспедиторы решили бороться за НДС  - 2012/07/04  

2012/07/04

   Письма-разъяснения налоговой загоняют экспедиторский бизнес в ступор. Для перевозчиков и агентов стало проблемой правильно подсчитать НДС и выдавать накладные на сумму перевозок

   Экспедиторский бизнес оказался на грани выживания из-за разъяснений, которые выдает налоговая служба. Об этом шла речь во вторник на круглом столе, организованном Киевским центром поддержки и развития бизнеса.

   В мае налоговая издала письмо, которое вступает в противоречие с разъяснением, опубликованным в апреле. Согласно закону об экспедиторской деятельности, услуги, предоставленные нерезидентам, не облагаются НДС. При этом в апреле в письме № 11358/7/15-3417-17 налоговая пишет, что "предоставленные экспедитором транспортно-экспедиторские услуги являются объектом налогообложения, независимо от того, резидентом или нерезидентом выступает их заказчик".

   Кроме того, авторы разъяснения противоречат Налоговому кодексу, когда пишут, что у экспедитора возникает обязательство уплаты НДС только на сумму вознаграждения, без учета транзитных средств. Соответственно, экспедитор не может выдать своему заказчику налоговую накладную, а значит, мало кто захочет с ним сотрудничать.

   "Экспедиторы говорят, как нам жить вообще, как нам сохранить клиентов, как работать так, чтобы заработать, потому что мы только будем доплачивать НДС на сумму перевозок. И как нам работать так, чтобы мы не нарушали договорную схему?", — недоумевает налоговый консультант Александра Федак.

   По ее словам, у участников рынка есть и другие проблемы, как, например, то, что если экспедитор захочет приравнять часть международной перевозки, которая идет по территории Украины, к импорту услуг, то он "своими деньгами заплатит НДС с этого отрезка без права на налоговый кредит в следующем налоговом периоде, потому что операция не его, а операция в пользу его заказчика. То есть обязательства у экспедиторов есть, а кредита нет".

   В майской налоговой консультации говорится, что нулевая ставка НДС применяется только в случае, если путь не делится на "отрезки" по территории Украины и за ее пределами.

   Кроме этого, одна из консультаций по экспедиторам содержит разъяснения, согласно которым штрафы тоже должны облагаться НДС, что вызывает недоумение экспертов.

   Представители налоговой охотно соглашаются с тем, что разъяснения госоргана противоречат законам. Такое мнение в ходе круглого стола озвучила начальник консультационного центра ГНА в Киеве Алла Лищименко.

   "База для начисления налоговых обязательств экспедитора ограничена исключительно его вознаграждением. В этом случае ГНС Украины привязывается именно к закону о транспортно-экспедиторской деятельности, рассматривая эту базу исходя из этого закона", — оправдывалась представитель налоговой.

   Юрист Игорь Забута считает, что налоговики ошиблись, ссылаясь на закон об экспедиторской деятельности.

   "Думаю, что проблемы проистекают из ключевого положения позиции ГНС — это привязки к закону о транспортно-экспедиторской деятельности по определению оплаты экспедитору. С нашей точки зрения привязка к этому закону является не совсем корректной потому, что данный закон не входит в состав налогового законодательства", — сказал Забута.

   Член Союза независимых налоговых консультантов Украины Алексей Шматко как бывший работник налоговой считает, что все проблемы экспедиторов проистекают из чрезмерно "буквалистического" восприятия налоговиками норм законодательства. А глава Рады независимых бухгалтеров и аудиторов Елена Макеева сразу предложила отменить все противоречивые консультации налоговой — это, по ее мнению, самый легкий способ разобраться с проблемой.

   "Мне кажется, что беда не в налоговом кодексе, а том, что налоговая дает разъяснения, которые противоречат нормам налогового кодекса. Может быть, их легче отменить", — сказала Макеева.

   При этом Александра Федак считает, что экспедиторам нужны нормы в Налоговом кодексе, которые будут касаться только их.

   Экспедиторы могли бы защититься, подписывая с клиентами договора комиссии вместо договоров экспедирования, однако, как справедливо предупредил Шматко, в этом случае налоговая будет "видеть" фиктивные сделки.

   Эксперты и участники рынка сошлись во мнении, что без очередных изменений в кодекс не обойтись. Только ждать этого придется по рыночным меркам долго — как заметила Макеева, не меньше, чем полгода.

   Автор: Ольга Доровских

газета "Дело"