2012/06/08
Украина решилась на введение пошлин на импортные автомобили для защиты отечественных
производителей. Правда, решение об этом до сих пор не публикуется, так как сейчас ведутся переговоры со
странами-импортерами. По данным издания, последние настаивают на введении квот и в этом случае обещают не жаловаться
на действия Украины в ВТО. Однако в Минэкономики не согласились с этим
предложением – риски Украины в случае введения ограничений невелики, отмечают
юристы.
Межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ) должна была объявить
результаты расследования на рынке импорта автомобилей еще 28 мая – это последний день из 330, отведенных законом на это расследование.
Однако тогда результаты не были объявлены, а в комиссии отказывались от комментариев до публикации
решения.
Вчера министр экономического развития и торговли Петр Порошенко заявил, что в МКМТ
приняли решение повысить пошлины для импортных автомобилей. Размер пошлины он не сообщил, отметив, что сейчас
министерство ведет консультации с "крупнейшими торговыми партнерами", а решение будет опубликовано и вступит в силу
только по завершении этих переговоров. "Доля импортных автомобилей составляет значительную часть в дефиците
платежного баланса, и не реагировать на это мы не можем",– отметил министр.
Источник в
Минэкономразвития (МЭРТ) рассказал, что размер спецпошлин был введен на уровне, который ранее рекомендовали в
ведомстве и на котором настаивали производители. В апреле МЭРТ рекомендовал МКМТ в придачу к существующей
10-процентной пошлине сроком на три года ввести дополнительные – независимо от страны происхождения экспорта. Для
автомобилей с объемом двигателя 1-1,5 л предлагалось увеличить пошлину на 6,46% от таможенной стоимости, 1,5-2,2 л –
на 15,1%.
Решение ввести пошлины объясняется тем, что основные страны–поставщики
автомобилей в 2010 году увеличили поставки: Япония на 15%, Турция –17%, Румыния – 33%, Южная Корея – 79%, Германия –
197%. Автопроизводители отмечали, что с 2008 по 2010 год доля импортных автомобилей в общем объеме продаж
в Украине выросла на 16 процентных пунктов. "Похожие меры принимали все страны–члены ВТО, что давало возможность эффективно
использовать мощности местных предприятий и увеличивать объемы производства. Это единственный способ поддержки
украинского автопрома",– отметил председатель правления ЗАЗа Николай Евдокименко. По данным ассоциации
"Укравтопром", на сегодняшний день действуют пошлины и во многих странах–членах ВТО: в Китае – 25%, Бразилии – 35%,
Индии – 105%. Председатель наблюдательного совета завода "Еврокар" Олег Боярин заявлял ранее, что повышение пошлин
приведет к приходу в Украину иностранных инвесторов с целью строительства новых
автозаводов.
Однако введение Украиной дополнительных пошлин грозит разбирательствами во
Всемирной торговой организации. На минувшей неделе делегация Японии в ВТО заявила, что в случае введения таких
ограничений Украина грубо нарушит правила организации. При этом в заявлении японской делегации приводились
доказательства необоснованности заявлений украинских производителей. По их данным, импорт автомобилей в Украину за
2009-2010 годы, напротив, снизился – на 71,5%, до 107 тыс. (см.
"Ъ" от 28 мая). "В случае введения таких мер стоит ожидать снижения объема продаж импортных автомобилей на 60-80%.
Кроме того, вернется практика крупноузловой сборки автомобилей, что не имеет ничего общего с отечественным
производством",– говорит руководитель отдела продаж легковых автомобилей Volkswagen компании "Порше Украина"
(импортер Audi и Volkswagen) Сергей Носенко.
Против повышения пошлин выступают и в ЕС. В
распоряжении издания оказался отчет о консультациях украинской делегации с представителями ЕС в Брюсселе. В нем
еврокомиссар по вопросам торговли Карл де Гухт указывает на то, что введение Украиной дополнительных пошлин может
ухудшить существующую ситуацию вокруг создания зоны свободной торговли между ЕС и Украиной. В отчете говорится, что
ЕС предложил Украине компромиссное решение – вместо пошлин ввести квотирование импорта автомобилей. Согласно
документу, такой вариант избавил бы Украину от разбирательств в органах ВТО.
Однако, как
отмечается в документе, в МЭРТе сочли, что такая инициатива является достаточно сложной технически, а соответственно
– неэффективной. По этой причине в министерстве решили отказаться от этой идеи. Серьезными санкциями разбирательство
Украине не грозит, отмечали ранее юристы. Разбирательства могут затянуться на годы, а в худшем случае Украину
заставят снять ограничение без каких-либо компенсаций, отмечают эксперты.
FINANCE.UA