ГоловнаКонтактиМапа сайта

  Перспективы таможенного постаудита в Украине   - 2018/10/01  

2018/10/01

Возрождение таможенного постаудита – одна из топ-тем заседаний таможенного комитета и встреч на разных уровнях, организованных профильной общественностью, с момента его варварского поглощения Миндоходов и по настоящее время.

Особенно громко призывы к возврату таможенного постаудита звучали во времена Александра Клименко с его табличками с указанием индикативных цен, а также после пресловутого ПКМУ № 472 Яценюка-Саакашвили. К чему призывали? Прежде всего, к внедрению в Украине международного опыта.

Таможня признает определенную декларантом таможенную стоимость и выпускает товар в свободное обращение. Честность предпринимателя и соблюдение интересов государства определяются, с вытекающими последствиями, во время контроля за перемещением товара от границы до конечного потребителя. Так работает весь цивилизованный мир. Для Украины – это пока призрачная перспектива. Она, к сожалению, так и не стала реальностью, несмотря на нормативный прорыв, сделанный Таможенным кодексом в 2012 году.

Прорывался кодекс, как известно, не в одиночку. Скорее шел по дороге, давно проторенной рядом стран и закрепленной еще в 1973 году в Стандарте 6.6 Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, подписанной в Киото, Таможенном кодексе ЕС и в ряде международных стандартов Всемирной таможенной организации.

Но, как говорится, "выходя в свет, угодил в потемки". Качественно новое таможенное направление быстро набирало обороты и демонстрировало достаточно высокую эффективность. Но, к сожалению, как и многие другие функции, таможенный постаудит был похоронен под обломками ГТСУ.

Хотя Киотская конвенция, Таможенный кодекс ЕС и рекомендации ВТО гласят о том, что именно таможенные органы наделены полномочиями на проведение таможенного аудита, эта функция была передана Главным управлениям ГФС в областях, где ее постигла участь всей "некогда самой динамично развивающейся службы".

Передача объяснялась целесообразностью интеграции таможенного аудита в процедуру налоговой проверки по принципу "два в одном". Сама по себе идея совмещения проверок достаточно прогрессивна. Но ее реализация, которая определялась общим миндоходовским подходом ассимиляции таможни, привела к фактическому уничтожению этого направления.

Такой результат вполне прогнозируемый: таможенный аудит априори не мог быть эффективным по причине явного перекоса на центральном уровне в сторону налогового компонента и отсутствия в аудиторских подразделениях специалистов по таможенному делу.

Вместе с тем, по мнению конференции ООН по торговле и развитию ЮНКТАД, таможенный аудит (“post-clearance audit”) признан самой эффективной формой таможенного контроля, удельный вес которой должен составлять 80-90 %.

Во Франции, например, таможенники полномасштабно проверяют на границе лишь около 5 % импорта. Остальные 95 % подлежат контролю в течение 1-3 лет после оформления таможенных документов.

К примеру, в той же Франции проводятся формальная (выборочная) и фундаментальная (сплошная) проверки; в Великобритании проверкам, объемы которых определяет таможенный офицер, подвергаются, как правило, только рисковые субъекты ВЭД и брокеры; в Германии, кроме обычного таможенного аудита (Zollprüfung), есть еще аудит преференций (Präferenzprüfung) и внешний аудит (Außenwirtschaftsprüfung), в поле зрения которого экспорт, импорт и банковские счета; в Канаде – это Multi-программа и Single-программа; в Японии таможенный аудит применяется к так называемым контролируемым импортерам (“managed importers”), которые уплатили таможенные пошлины на сумму от 1 млн иен.

Может быть, даже хорошо, что нам придется создавать постаудит с чистого листа. Важно писать на нем правильно. Как минимум, с учетом того, что параллельно с возрождением таможенного постаудита надо на законодательном уровне сделать эффективным контроль за всей цепочкой перемещения товара от границы до конечного потребителя.

В приоритете также должна быть разработка специальной системы управления рисками с эффективными профилями, которые позволят выявлять связи между фирмами, "серые схемы", каналы утечки денег за рубеж и прочую нелегальную деятельность. Далеко не второстепенной является задача выработки критериев проведения проверок.

Другими словами, надо предусмотреть контрмеры, чтобы, с одной стороны, из-за фирм-однодневок и других "серых" уловок не терялись бюджетные средства и контроль за грузами, а с другой – чтобы прогрессивный метод, эффективно реализуемый по всему земному шару, не стал инструментом давления на бизнес и коррупционным роялем, нажимая на клавиши которого можно было бы получать неправомерную выгоду.

И в завершение совсем немного о призрачных перспективах. В идеальном варианте – это постепенный переход к администрированию таможенных платежей по результатам постаудита. С учетом социально-экономических реалий – пока что чистый мираж. И все же нужно, наверное, пробовать вводить обязательную маркировку отдельных особо "чувствительных" импортных товаров при помощи QR-кодов (с обязательным указанием номера и даты ТД) или начинать контролировать цепочку поставок "граница – конечный потребитель" по отдельным группам товаров. Для начала как пилотный проект, чтобы откатать на практике.

В любом случае, только время покажет, каким будет post-clearance audit по-украински. Но то, что он будет или, по крайней мере, должен быть, – неизбежная реальность.

Галина Вдовина, глава Комитета по вопросам таможенного дела Общественного совета при ГФС

Журнал "Новое время"