ГоловнаКонтактиМапа сайта

  ВРЯТУВАТИ РЯДОВОГО ІНСПЕКТОРА – 2006   - 2015/12/18  

2015/12/18

   «Это хуже чем преступление. Это ошибка» - Антуан Буле де ла Мёрт.

   Широкую огласку в узком кругу таможенного сообщества получило решение одесской реформаторской команды закупить программное обеспечение ASYCUDA (в основном используемое в странах Африки и Океании).

   Я специально здесь не комментирую данное решение в свете законодательства о государственных закупках, а также иных отраслей законодательства (в т.ч. описывающих составы правонарушений). У меня еще теплится надежда, что за данным решением стоит не злой умысел, а именно желание грузинской команды делать реформы.
Именно поэтому ниже я привожу ряд аргументов, которые, на мой взгляд, свидетельствуют о глубокой ошибочности идеи внедрения Асикуды – да еще на отдельно взятой Одесской таможне.

   1. Одно из немногих преимуществ Asycuda перед отечественным таможенным ПО – централизованность. Данные записываются в единую базу данных (т.е. отдельные базы данных на уровне конкретного таможенного органа не нужны). Внедрение Asycuda только в одной Одесской таможне сводит это преимущество к нулю. Т.е., даже если кто-то будет химичить с базой в Киеве, местная одесская Asycuda это скушает.

   2. Переход отдельно взятой Одессы на Asycuda может иметь два сценария:

   А) Обмен данными между Одессой (Asycuda) и Киевом (ЦБД-ЕАИС-Инспектор) не налажен. Тогда всю Одесскую область можно обтягивать по периметру колючей проволокой. Предприятие, оформившееся в Одессе, не получит налоговый кредит по НДС. Экспортер, который вывез товар через Одессу, не получит возмещение НДС – система просто не «увидит» это оформление. Доставить в Одессу груз, ввезенный в Украину через не одесские п/п (например, через Львов/Черновцы/Ягодин) будет не возможно – не будет работать система контроля доставки. Наступит полный коллапс, и из Одессы побегут не только черные и серые импортеры, но и абсолютно белый бизнес.

   Б) Обмен данными между Одессой и Киевом с грехом пополам налажен. Для этого необходимо сделать очень большую работу. Кто ее будет делать – недобитые ДФСные программисты? Одесситы-волонтеры? ЮНКТАДовцы? И за какие деньги? Даже при всем при том коллапс произойдет. Будут неминуемые сбои, баги, нестыковки. Все помнят, как внедрялся Податковый блок, и как сбоила и сбоит система электронного администрирования НДС? Будет что-то очень похожее, и из нестабильно работающей Одессы бизнес все равно побежит.

   3. Грузинская команда апеллирует, что существующая украинская система рисков несовершенная и коррупционная - а Asycuda якобы поможет. Но нужно понимать, что Асикуда сама по себе не содержит готового продукта по управлению рисками. Это гора кубиков Лего, из которых нужно собирать домик. Кто его будет собирать? Кто будет писать алгоритмы профилей риска конкретно для Одессы?

   4. Почему-то развитые страны ЕС, на которые действительно стоит равняться, используют свои таможенные программы, а не Asycuda. Например, в Польше – национальная таможенная ИТ-система CELINA, в Германии - ATLAS и т.д. В то же время, страны Балтии от Asycuda по какой-то причине решили отказаться. Кто-нибудь из одесских реформаторов анализировал – почему?

   5. Неплохо, кроме Грузии, посмотреть на опыт близлежащих молдавских соседей, внедривших у себя Asycuda. Так успешно внедривших, что для «допиливания» и обслуживания ИТ-системы пришлось создавать отдельную компанию. А изменения в таможенное законодательство блокировались невозможностью их реализации в Асикуде. В 2011 году счетная палата Молдовы подвергла достаточно существенной критике Asycud-у. Однако, и спустя несколько лет системные проблемы с Асикудой продолжались. «У Asycuda World только одна, но важная проблема: если сервер блокируется, то останавливаются все таможенные терминалы. Наталья Каленик из таможенной администрации Молдовы подтверждает, что жалобы на сбой Asycuda были частыми в начале 2013 г.: «Дело в том, что она работала на пределе своих возможностей, серверы были перегружены.».

   6. Неспособность Асикуды быстро адаптироваться к изменениям законодательства – это серьезный недостаток, на который должны были обратить внимание одесские реформаторы. Ведь суть любой реформы – это именно изменение. Если вы хотите, чтобы реформа была дискредитирована невозможностью ее оперативной технической реализации, Асикуда – это самое то!

   7. В большинстве случаев в не особо развитых странах Африки и Азии, где насаживалась Asycuda, на момент ее внедрения не существовало вообще никаких систем электронного декларирования, контроля за транзитом и анализа рисков. Естественно, в этих условиях Asycuda смотрелась как подарок на блюдечке с голубой каемочкой, позволяющий единоразово убить всех зайцев одним выстрелом. В Украине же электронная таможня (за некоторыми нюансами) уже внедрена – и национальные ИТ системы построены. Если у одесско-грузинской команды есть претензии к существующим системам – их можно и нужно критиковать и всем вместе искать пути усовершенствования, а не ломать все напрочь.

   8. И последнее (немного эмоциональное). Неосмотрительное и поспешное продвижение идеи с Asycuda в глазах многих может расцениваться как неуважение к результатам многолетнего опыта украинских таможенных специалистов. С этой точки зрения, «сдача таможни в аренду» иностранным консультантам и слепое копирование чужого опыта и чужих программ – явления одного рода. И с принятием данного решения, оппоненты команды одесского губернатора получат еще один замечательный козырь, основанный на реальных фактах. Низкопоклонство перед иностранными кредиторами из МВФ и иностранными консультантами, и возвеличивание иностранного продукта (пусть даже внедренного в Грузии) принципиально ничем не отличаются.

   Я готов к конструктивной дискуссии по этому поводу, и приглашаю всех небезразличных к судьбе украинской таможни приобщиться. Поэтому, репост крайне приветствуется.

   P.S. Написано російською мовою, бо сподіваюся, що хтось із грузинських товаришів таки прочитає.

   З повагою до УКРАЇНСЬКОЇ Митниці,

   П.В

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1656910801247667&id=100007862888945