ГоловнаКонтактиМапа сайта

  Депутаты хотят либерализовать ввоз б/у автобусов и тягачей  -  2015/07/17 

2015/07/17

   Депутаты хотят либерализовать ввоз автобусов и тягачей, бывших в употреблении. Об этом идет речь в проекте закона «О внесении изменений в раздел XVII Закона Украины „О Таможенном тарифе Украины“ (относительно ставок ввозной пошлины на автобусы)». В документе предлагается поменять позицию в УКТ ВЭД и установить нулевую ставку ввозной пошлины.

   Так, предлагается детализировать товары в УКТ ВЭД на национальном уровне путем дополнения товарной позиции группы 87 УКТ ВЭД по коду 8702 19 10 моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 человек или более, включая водителя, с двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия с рабочим объемом цилиндров двигателя более 2500 см3, бывшие в употреблении, категорией 8702 19 10 95 — с рабочим объемом цилиндров двигателя более 10000 см3 и установить для них нулевую ставку ввозной пошлины.

   Кроме того, предлагается установить, что к товарной позиции 8702 19 10 90 будут относиться автобусы с рабочим объемом цилиндров двигателя не более 10000 см3.

   Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, в настоящее время парк автобусов, которые используются для международных регулярных и нерегулярных перевозок пассажиров, на 90% состоит из транспортных средств старше 10 лет. Понятно, что при таких условиях трудно говорить о равных конкурентных условиях с перевозчиками Западной Европы. Особенно остро ситуация складывается с регулярными перевозками в страны ЕС.

   Между Украиной и иностранными государствами функционирует более 500 регулярных маршрутов, из которых более 200 маршрутов имеют протяженность более 1000 км и соединяют Украину с Польшей, Германией, Австрией, Италией, Францией, Бельгией, Испанией, Чехией, Великобританией, Грецией, Турцией. Для таких длительных перевозок используются автобусы повышенной комфортности, которые обязательно оборудуются туалетами, кухнями, аудио- и видеосистемами, холодильником, кондиционерами, индивидуальным освещением и подачей охлажденного воздуха для каждого пассажира, специальными сиденьями с многочисленными регулировками, в частности для ног, большими багажными отсеками и спальным местом для водителя.

   Особенно остро обстоит ситуация с обеспечением регулярных и нерегулярных перевозок в страны ЕС. Европейские транспортные компании стремительно обновляют подвижной состав за счет автобусов, соответствующих требованиям ЕЭК ООН — стандартам Евро-3 и выше, поскольку транспортные средства низших стандартов уже не могут пройти первую регистрацию в европейских странах.

   В Украине имеется единственный отечественный завод по производству автобусов класса большой вместимости — Львовский автобусный завод (ООО «Сити транспорт групп»). Однако он не выдерживает конкуренции с иностранными производителями ни по одному критерию. Автобус «НеоЛАЗ» не принимается в Германии к прохождению специального техосмотра, который дает право двигаться по автобану со скоростью до 110 км/ч. Поэтому он вынужден преодолевать дороги этой страны в полосе для грузовых автомобилей, что значительно увеличивает время путешествия пассажиров.

   Перевозчики европейских стран используют подвижной состав стандартов Евро-4 и Евро-5. Этому способствует то, что европейские транспортные компании не платят ввозную пошлину при приобретении автомобилей, поскольку это единое экономическое пространство, между государствами обеспечивается взаимный возврат НДС, имеется возможность получения дешевых кредитных ресурсов. Все эти факторы способствуют высокой конкурентоспособности перевозчиков европейских стран.

   Пассажиры регулярных автобусных линий все больше удовлетворяют свои потребности в перевозках на автобусах иностранных перевозчиков. А украинские перевозчики для сохранения своих позиций на рынке международных перевозок пассажиров выбирают автобусы иностранных марок.

   Высокая стоимость новых автобусов не позволяет перевозчикам не только наращивать перевозочные возможности, увеличивая парк подвижного состава, но и обновлять его в соответствии с европейскими требованиями. Поэтому спрос на автобусы, бывшие в употреблении, и в дальнейшем будет доминировать.

   Порядком определения класса комфортности автобусов, сферы их использования по видам сообщений и режимам движения, утвержденным приказом Минтранссвязи от 12.04.2007 г. № 285, предусмотрена возможность использования на маршрутах большой протяженности только автобусов, которые имеют определенное (большое) количество мест для сидения пассажиров. В свою очередь, в условиях сегодняшнего уровня развития пассажирских перевозчиков, автобусы большой вместимости не всегда являются лучшим вариантом для осуществления перевозок, если, например, перевозчик использует устаревшие автобусы (Икарус и т.п. ) и не имеет возможности приобрести современный автобус именно большой вместимости.

   Парк автобусов украинских перевозчиков в связи с отсутствием в Украине производства автобусов европейских стандартов наподобие автобусов для международных перевозок и высокими ставками ввозной пошлины (20% от таможенной стоимости + 20% НДС) на 80% состоит из транспортных средств старше 10 лет, что отрицательно влияет на комфортность перевозок, соблюдение требований по экологичности и поддержание их надлежащего технического состояния.

   Кроме того, осложняют ситуацию постоянно растущая стоимость топлива как основной составляющей себестоимости, несвоевременный возврат НДС и отсутствие кредитования. В этих условиях ввоз автобусов большой вместимости высоких технических и экологических стандартов, которые были в использовании, по цене значительно ниже (более чем на 50%) новых — оптимальный путь решения вопроса по обновлению автопарка украинских перевозчиков.

Журнал «Транспорт»