ГоловнаКонтактиМапа сайта

  Шеремета отложил блокаду алкогольного импорта на 90 дней  -  2014/07/14 

2014/07/14

   Поставщики алкоголя получили трехмесячную отсрочку санкций и шанс на их отмену

      Минэкономики пошло навстречу импортерам алкоголя, которым грозил временный запрет на поставки из-за выявленных СБУ нарушений в передаче марок акцизного налога производителям. Приказ о временной приостановке внешнеэкономической деятельности, который должен был вступить в силу послезавтра, 16 июля, отсрочен на три месяца. Как сообщал Forbes, под угрозой были поставки компаний, на которые приходится более половины всего алкогольного импорта в Украину – «Винфорт», «Арда-трейндинг», «Аквавит», «Баядера-импорт» и «Бюро вин», оператор сети магазинов Good Wine. Аналогичный запрет накладывался на работу компании «Фрутлайн Плюс», занимающейся торговлей фруктами и овощами.

      В минувшую пятницу, 11 июля, в Минэкономики состоялось совещание, на котором стороны обсуждали последствия наложенных санкций и их первопричину. На встрече присутствовали представители юридического департамента и департамента внешнеэкономической деятельности Минэкономики, представители СБУ, Миндоходов, Минфина и импортеры – фигуранты приказа №655 (кроме «Фрутлайн Плюс»). «Инициатором этого совещания был Павел Шеремета», – сообщил Forbes Игорь Цыркин, глава подкомитета по вопросам акцизного налога и специальных налоговых режимов комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики, также присутствовавший на встрече.

      Согласно его информации, изначальная претензия СБУ – то, что при отправке акцизной марки получателем был указан не производитель спиртного напитка, а логистическая компания, которая растаможила марку и отдала производителю, – не нанесла потерь бюджету. «О недополучении средств государством не было даже и разговора. Все смогли прямо на совещании убедить СБУ в том, что это никак не касается финансовых поступлений в бюджет», – подчеркивает Циркин. Само же нарушение, по его словам, обусловлено несовершенством украинского законодательства.

      То, что при отправке акцизной марки получателем был указан не производитель спиртного напитка, а логистическая компания, которая растаможила марку и отдала производителю, – не нанесло потерь бюджету

      «Законодательство составлено таким образом, что практически ни одна компания не может его соблюдать», – поясняет он. И добавляет, что общепринятая мировая практика предполагает заключение импортером контактов не с заводом-производителем, а с торговым домом, который не имеет непосредственного отношения к разливу продукции. «С другой стороны, какой здесь интерес государства? Когда импортер покупает марку акцизного сбора, он сразу платит акцизный налог. Даже если импортер не завезет продукцию, он уже все сделал наперед – государство свое получило», – констатирует Демчак. При этом в сложившейся ситуации государство, на три или четыре месяца заранее получив деньги, теперь хочет лишить импортера права заниматься этой деятельностью. «Это уже из области абсурда», – считает он. По его словам, в этой норме сознательно заложена коррупционная составляющая, так как «на рынке регулярно возникают проблемы с ее выполнением».

      По итогам совещания было принято решение о приостановлении вступления в силу санкций к импортерам на 90 дней. За это время Минэкономики вместе с СБУ еще раз проанализируют, соответствовало ли нарушение жесткости наложенных санкций. «По крайней мере, вступление санкций в силу, которое должно было состояться 16 июня, перенесется на три месяца, – отмечает Павел Глазов, директор по импорту компании «Винфорт». – Окончательно станет понятно, был ли от совещания какой-то толк, в понедельник-вторник [когда будет опубликован приказ о переносе санкций]». Он уверен, что Минэкономики сдержит слово – закрытие предприятий никому не выгодно. «Только акцизного налога эти четыре предприятия платят на сумму 400 млн в год», – подытоживает Глазов, ссылаясь на оценки, озвученные на совещании представителем Минфина.

      Три месяца на расследование

      По истечении 90-дневного срока участники встречи прогнозируют несколько вариантов развития событий. Игорь Цыркин предполагает, что после переноса санкций, скорее всего, последует их полное снятие. Если же СБУ посчитает обращение Минэкономики недостаточным основанием для отзыва представлений о выявленных нарушениях со стороны компаний, то дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от самого министерства: ему придется самостоятельно убеждать спецслужбы.

      «Павел Шеремета лично уверил, что даст сторонам время отстоять свою позицию», – подчеркивает Павел Глазов. Если ни СБУ, ни Минэкономики не откажутся от претензий, то компании будут отстаивать свои права в суде. «Это самый сложный вариант, и самый длительный. Наша судебная система не очень быстрая», – признает Глазов.

      Независимо от того, будет ли отменен приказ №655, импортеры намерены добиваться изменений законодательства, чтобы привести норму Налогового кодекса к бизнес-реалиям. «Если мы это не сделаем, подобные предприятия будут держать на крючке и в будущем», – поддерживает необходимость изменений Игорь Цыркин.

      Импортеры не винят Минэкономики за доставленные неприятности: ведомство поступило по закону, исходя из документов, поданных СБУ. «Если бы Минэкономики не издало такой приказ, СБУ сказала бы, что чиновники нарушили закон. Хотя первопричина всего в том, что Налоговый кодекс требует невозможного», – резюмирует Владимир Демчак.


forbes.ua