ГоловнаКонтактиМапа сайта

  Инспекторам запретят требовать от предприятий пересмотра  таможенной стоимости, ссылаясь на аналогичные контракты   -  2013/06/03 

2013/06/03

   Депутаты намерены уменьшить число конфликтов между импортерами и таможенными органами. 20 мая в Верховной Раде зарегистрированы изменения в Таможенный кодекс, ограничивающие возможность инспекторов инициировать пересмотр заявляемой предприятием стоимости ввозимого товара и, как результат, доначислять налоги. Это должно ускорить прохождение таможенных процедур. В качестве компенсации за сужение полномочий таможенники получат возможность откорректировать сумму уплаченных за товар пошлин постфактум, в течение года после его выпуска в свободное обращение.

   Авторство очередной порции правок в Таможенный кодекс (законопроект №2061) принадлежит председателю комитета ВР по таможенной и налоговой политике "регионалу" Виталию Хомутыннику. По ныне действующим правилам таможенное оформление груза должно проводиться в течение четырех рабочих дней.

   Однако нередко эти сроки нарушаются из-за конфликтов между декларантом и инспектором из-за определения таможенной стоимости груза, когда, усомнившись в достоверности предоставленной им информации, таможенники самостоятельно рассчитывают размер платежей на основании собственных баз данных об уже исполненных аналогичных контрактах.

   Проявлять особую бдительность инспекторов заставляют участившиеся случаи попыток декларантов растаможить груз на основании поддельных или не содержащих полной информации о товаре документов.

   Предложенные правки, как указывается в пояснительной записке к законопроекту, позволят ускорить выпуск импортных товаров в свободное обращение (что особенно актуально для скоропортящихся грузов) и минимизируют возможности недобросовестных компаний по минимизации таможенных платежей.

   Законопроект четко оговаривает: документом, подтверждающим стоимость ввозимого товара, является таможенная декларация. И устанавливает прямой запрет на использование баз данных Миндоходов о таможенной стоимости ранее ввозимых идентичных товаров для расчета налогов при растаможке конкретного груза.

   Для того чтобы развеять сомнения в достоверности сведений, заявленных в декларации, инспектор может лишь запросить у него дополнительные документы: внешнеэкономический контракт, лицензионный или страховой договоры (если таковые необходимы для ввоза данной продукции), счет-фактуру, банковские выписки или другие бухгалтерские документы и транспортные накладные. Более того, требовать другие документы, кроме перечисленных выше, инспектор не в праве.

   По словам таможенных брокеров, для подтверждения заявленных в декларации сведений инспекторы нередко просят импортера предоставить еще и расчеты себестоимости товара от производителя. Но те отказываются предоставлять такие документы, ссылаясь на коммерческую тайну. В итоге брокеру приходится самому "придумывать" калькуляцию товара, что чревато новыми конфликтами с таможней.

   На проверку этих документов таможенникам отводится 15 рабочих дней, в особо запутанных случаях они могут продлить ее еще на 10 дней. Если в документах обнаружится подделка или информация окажется неполной для правильного определения таможенной стоимости, инспектор может дополнительно потребовать проведения ценовой экспертизы. Сейчас ее, как правило, заказывают в ООО "Укрзовнішінформ".

   Однако после вступления в силу упомянутого законопроекта перечень структур, которые смогут проводить подобные экспертизы, а главное, выводам которых таможенники будут всецело доверять, может существенно расшириться: документ наделяет Миндоходов правом создать реестр экспертных организаций, которые будут оценивать адекватность условий экспортно-импортных контрактов. Импортеры побаиваются, что в этот перечень попадут лишь "прикормленные" структуры, которые станут штамповать выгодные таможне выводы.

   Впрочем, наибольшие риски для импортеров несет другое новшество законопроекта. Согласно документу таможенники в случае вновь открывшихся обстоятельств смогут проводить дополнительную проверку правильности таможенного оформления и уплаченных налогов уже после выпуска товара в свободное обращение.

   Например, поводом для проведения пост-аудита может стать информация, полученная украинскими таможенниками от иностранных коллег по специальному запросу. Ответ на него законопроект разрешает ожидать в течение 360 дней. Это означает, что с ревизией представители таможни могут прийти в течение года после растаможки груза и, соответственно, откорректировать его таможенную стоимость.

   В результате импортер рискует не только доплатить налоги, но и штрафные санкции за их несвоевременную уплату, которые с учетом столь длительной просрочки могут вылиться в астрономические суммы.

ДеПо