ГоловнаКонтактиМапа сайта

  Опыт адаптации постсоветских стран к требованиям ВТО, - обзор    - 2013/05/22 

2013/05/22

Tazabek - 1b6a91b39a40284665a35f94dd76cc2bОсновным источником трений в отношениях России со странами ВТО стали США и Европейский союз, говорится в аналитическом обзоре, подготовленном фондом «Петербургская политика».

По мнению экспертов фонда, это связано не только с российскими заградительными пошлинами по некоторым категориям товаров, но и с техническими регламентами по отдельным товарным категориям, которые существуют в рамках Таможенного союза после 1 января 2012 года и едины для трех стран-членов ТС. В апреле 2013 года США опубликовали официальное уведомление с 29 вопросами к России. Не исключено, что после получения разъяснений США могут указать, что регулирование в Таможенном союзе противоречит правилам ВТО, и потребовать устранить нарушения, а в случает отказа жалоба может быть передана в Комиссию по урегулированию споров.

«Если США докажут, что регулирование в Таможенном союзе противоречит нормам ВТО, все три страны должны будут адаптировать свою политику под нормы ВТО. Большое число споров возникает с Европейским союзом. В феврале 2013 года в официальном уведомлении ЕС просил Россию обосновать запрет на ввоз охлажденного мяса. Ситуация с российскими санитарными нормами и техрегламентами вызывает у европейцев недоумение, однако, как и в случае с США, они не уверены в своей победе в случае судебных разбирательств, поэтому активно используют практику консультаций. В то же время само инициирование разбирательства в Комиссии по спорам ВТО может быть фактором давления и поводом для привлечения внимания», - сообщается в обзоре.

Как отмечает фонд, «притирка» к требованиям ВТО традиционно непросто складывалась и для других постсоветских стран.

Страна (год вступления)

Особенности адаптации

Кыргызстан (1998)

Первое вступление в ВТО на пространстве СНГ. Произошло беспрецедентно быстро (переговорный процесс занял 2,5 года). Негативным последствием этого была недостаточная проработка условий вступления. В частности, руководство страны не оговорило для Кыргызстана статус развивающейся страны - вместо этого были приняты крайне тяжелые и жесткие обязательства развитой страны. Низкая конкурентоспособность товаров и услуг, производимых страной, не позволила ей успешно продвинуться на рынки развитых стран, а внутренний рынок оказался открыт для более дешевых и качественных товаров извне. Вступив в ВТО, Кыргызстан был вынуждена отменить экспортные субсидии для сельхозпродукции, отказалась от применения лицензирования или квотирования аграрного импорта, обязалась облагать импортируемые продукты таможенными пошлинами не более 10%. В итоге, несмотря на 15-летнее пребывание в ВТО, Кыргызстан имеет реэкспортную экономику - коэффициент покрытия импортом внутреннего рынка составил 91%.

За 15 лет членства Киргизия , согласно данным ВТО, не приняла участия ни в одном торговом споре – ни как истец, ни как ответчик, ни как третья сторона.

Грузия (2000)

Тарифные уступки по сельхозпродукции составили в среднем около 12%. Грузия активно использовала статус члена ВТО для формирования переговорной позиции с Россией во время замораживания официальных отношений между Москвой и Тбилиси.

Молдавия (2001)

Тарифные уступки на сельхозпродукцию составили около 15%. Переговоры велись в течение 8 лет. После присоединения к ВТО наблюдалось нарастание дефицита торгового баланса.

Армения (2003)

Армения вступила в ВТО на крайне либеральных принципах - уменьшение технических барьеров в торговле, минимизация нетарифных мер регулирования, неприменение системы экспортного квотирования и экспортных пошлин, применение низких таможенных тарифов и т.д. Вхождение в ВТО явилось констатацией уже действовавших в Армении задолго до того либеральных торгово-экономических законов. Переговоры о членстве Армении в ВТО продлились более 10 лет. Армения обязалась не применять импортные пошлины выше 15%, а на практике на таможне все эти годы действует двухтарифная система ввозных пошлин - 0% и 10%, то есть на деле страна «перевыполняет» свои обязательства перед ВТО. В то же время присоединение к ВТО не позволило до конца решить проблему дискриминационных тарифов на транзит армянских грузов через территорию Грузии. Сальдо торгового баланса страны остается отрицательным, и разрыв между импортом и экспортом увеличился за годы членства в ВТО в 4 раза.

Единственный конфликт в ВТО с участием Армении был связан с предъявлением Украиной претензий по вопросу создания неблагоприятного режима импорта алкогольной и табачной продукции из Украины в Армению.

Украина (2008)

Украина оказалась для ВТО крайне проблемным членом. Поводами для конфликтов были запрет на экспорт зерновых и преграды для экспорта металлолома, попытка вернуть 25-процентную ставку на импорт автомобилей. Одновременно Украина стала создавать проблемы новым странам-кандидатам торговой организации. Киев активно участвовал в переговорах о вступлении в ВТО всех его новых членов, включая Тонго и Вануату. Еврокомиссар по торговле Карл де Гухт заявлял в 2012 году, что все конфликты, связанные с пребыванием Украины в ВТО, объясняются тем, что страна «чувствует себя несчастной от членства в этой организации». В 2012 году министр экономического развития и торговли Петр Порошенко заявлял, что Украина еще не скоро договорится с ВТО о пересмотре пошлин для защиты своего рынка. В 2012 году Украина подала заявку на изменение условий членства в ВТО с целью повысить ввозные ставки по 371 товарной позиции. Такой пересмотр может стать крупнейшим в истории. Также вступает в силу введение Украиной защитных пошлин в отношении импортного автотранспорта - отменить это решение Киев призвали США, Япония и ЕС.

Притока зарубежных инвестиций, ожидавшегося на уровне 1% ВВП в год, не наблюдается. Кроме того, Украина превратилась в импортера овощной продукции, которую традиционно производила сама. Объем украинского экспорта в Россию превышает объем украинского экспорта во все 27 стран Евросоюза. В качестве истца Украина выступала в спорах с Арменией (меры по защите от импорта алкогольной и табачной продукции), Молдовой и Австралией (принятие «антитабачного» закона, устанавливающего новый дизайн пачек, якобы «подрывающего защиту прав интеллектуальной собственности», – при том что экспорт украинских сигарет в Австралию не производился) и один раз выступала ответчиком – также в споре с Молдовой.

Таджикистан (2013)

Участие в ВТО является проявлением многовекторной внешней политики. Преимуществ для экспортных товаров Таджикистана – алюминия, хлопка и сельскохозяйственной продукции – на мировых рынка не ожидается. Наиболее чувствительные зоны для экономики страны - текстильная и аграрная промышленность. Таджикистан также ведет переговоры о присоединении к Таможенному союзу.

Белоруссия

(планирует вступить)

Белоруссия может вступить во Всемирную торговую организацию к 2015 году. Существенная изоляция экономики страны и слабость частного сектора замедляют ход переговорного процесса. Страна является членом Таможенного союза с Россией.

Казахстан (планирует вступить)

Казахстан находится на более продвинутой стадии переговоров о вступлении в ВТО, чем Белоруссия. В январе 2013 года генеральный директор ВТО Паскаль Лами заявил, что Казахстан может вступить в ВТО уже в этом году. Для Казахстана наиболее важной является защита локальных производителей в сфере сельского хозяйства, автопрома. Кроме того, страна является членом Таможенного союза с Россией.

Узбекистан

Страна ведет переговоры о вступлении ВТО, которые находятся на ранней стадии. Вступление Узбекистана в ВТО приветствуют США. Еврокомиссия выделила $1 млн для обеспечения процесса вступления в ВТО.

Азербайджан

Имеет статус наблюдателя при ВТО.

Туркменистан

Не имеет статуса ни члена, ни наблюдателя при ВТО.



http://www.tazabek.kg/