ГоловнаКонтактиМапа сайта

  Избежание двойного налогообложения  - 2013/04/29  

2013/04/29

   Суть дела. По мнению физического лица — предпринимателя А. (далее — ФЛП А.), им не были нарушены нормы действующего законодательства, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 11 Конвенции проценты, возникающие в Договорном Государстве, облагаются налогом только в другом Договорном Государстве, если получателем процентов является предприятие этого Другого Государства, являющееся фактическим владельцем процентов, и проценты выплачиваются относительно суммы долга, возникающей от продажи в кредит этим предприятием какого-либо товарного, промышленного, коммерческого или научного оборудования предприятию первого указанного Государства, кроме случая, когда продажа или задолженность образуется между лицами, являющимися родственниками.

   Решение суда. ВАСУ, поддерживая позицию государственного налогового органа по делу № К/9991/42207/12 по иску ФЛП А. к органу ГНС, отметил следующее.

   В соответствии с п. 13.1 ст. 13 Закона о прибыли (п. 160.1 ст. 160 Налогового кодекса) любые доходы, полученные нерезидентом с источником их происхождения из Украины, облагаются налогом в порядке и по ставкам, определенным этой статьей.

   Согласно пп. «а» вышеуказанной правовой нормы для целей этой статьи под доходами, полученными нерезидентом с источником их происхождения из Украины, следует понимать, в частности, проценты, дисконтные доходы, уплачиваемые в пользу нерезидента, в том числе проценты по долговым обязательствам, выпущенным (выданным) резидентом.

   Пунктом 13.2 ст. 13 Закона о прибыли (п. 160.2 ст. 160 Налогового кодекса) определено, что резидент или постоянное представительство нерезидента, осуществляющие в пользу нерезидента или уполномоченного им лица какую-либо выплату из дохода с источником его происхождения из Украины, полученного таким нерезидентом от осуществления хозяйственной деятельности (в том числе на счета нерезидента, которые ведутся в гривнях), кроме доходов, указанных в пунктах 13.3 — 13.6 (160.3 — 160.7), обязаны удерживать налог из таких доходов, указанных в п. 13.1 (160.1) этой статьи, по ставке в размере 15% их суммы и за их счет, который уплачивается в бюджет при такой выплате, если иное не предусмотрено нормами вступивших в силу международных соглашений.

   Нормами Порядка № 470 (действующего на момент возникновения спорных правоотношений) был установлен порядок применения международных соглашений для освобождения от налогообложения.

   С учетом указанных положений и Конвенции орган ГНС определил ФЛП А. налоговое обязательство по налогу на прибыль иностранных юридических лиц, поскольку сделал вывод, что лизинговые платежи, которые ФЛП А. согласно заключенным договорам уплачивало нерезиденту «Т» (Швеция) в виде процентов за пользование финансовым лизингом, являются процентами в понимании части пятой ст. 11 Конвенции.

   Указанные выводы органа ГНС полностью соответствуют нормам действующего законодательства, поскольку согласно пунктам 1 и 2 ст. 11 Конвенции проценты, возникающие в одном Договорном Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договорного Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве, если такой резидент имеет фактическое право на эти проценты. Однако такие проценты могут также облагаться налогом в том Договорном Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель фактически имеет право на проценты, взимаемый налог не должен превышать 10% общей суммы процентов.

   Процентами согласно п. 5 ст. 11 Конвенции является доход от долговых требований любого вида. Понятие процентов конкретизировано в пп. 14.1.206 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса, которым они определены как доход, выплачиваемый (начисляемый) заемщиком в пользу кредитора в качестве платы за использование привлеченных на определенный или неопределенный срок денежных средств или имущества.

   В соответствии с вышеуказанными нормами в проценты также включается платеж за пользование имуществом согласно договорам финансового лизинга (аренды) (без учета части лизингового платежа, предоставляемого в счет компенсации части стоимости объекта финансового лизинга) (пп. «г» пп. 14.1.206 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

   ФЛП А. в проверяемом периоде кроме денежных средств в оплату товара (объекта лизинга) уплатил также нерезиденту «Т» (Швеция) денежные средства лизинговых платежей в качестве вознаграждения (процента) за пользование оборудованием, являющимся объектом лизинга.

   Вышеизложенное полностью подтверждает правомерность выводов органа ГНС о том, что указанные выплаты являются процентами в понимании п. 5 ст. 11 Конвенции и, соответственно, данная сумма подлежит налогообложению в Украине.

   Более того, при налогообложении указанных процентов в Украине не возникнет двойного налогообложения, поскольку согласно пп. «а» п. 2 ст. 22 Конвенции в Швеции устранение двойного налогообложения будет осуществлено следующим образом: если резидент Швеции получает доход, который в соответствии с законами Украины и положениями этой Конвенции может облагаться налогом в Украине, Швеция разрешит согласно положениям закона Швеции, касающимся кредита для иностранного налога (учитывая то, что со временем они могут изменяться, не изменяя их общего принципа), как отчисление от налога на доход на сумму, равную украинскому налогу, который уплачивается относительно такого дохода.

   С учетом вышеизложенного ВАСУ по результатам пересмотра в кассационном порядке жалобы государственного налогового органа принял решение, которым отменил решение суда апелляционной инстанции, в иске ФЛП А. отказал полностью.

Весник ГНС Украины