ГоловнаКонтактиМапа сайта

  Импортеры заждались упрощения «растаможки» и активизации  пост-аудита  - 2013/04/10 

2013/04/10

   Вступление в силу нового Таможенного кодекса в середине прошлого года пока не привело к ожидаемому увеличению масштабов пост-аудита субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД) со стороны таможенных органов. А должно было.

   Если по итогам первой половины 2012 г. таможенники осуществили чуть более 600 документальных проверок предприятий, то в целом по итогам прошлого года — 1260. Примерно такая же динамика сохраняется и в текущем году. Как сообщили «і» в Миндоходов, на протяжении января-первой половины марта проверок было 306.

   Напомним, что новый Таможенный кодекс закрепил за таможней право в течение трех лет проверять субъектов ВЭД после таможенного оформления товаров (то есть уже внутри страны).

   Целесообразность расширения прав таможни мотивировались желанием государства сместить акцент с проверок при ввозе товаров в Украину (предусмотрено сокращение времени на осмотр грузов таможенниками, уменьшение количества необходимых подтверждающих документов для предпринимателей и т.д.) на пост-аудит-контроль (включает в т.ч. анализ корректности определения таможенной стоимости и т.д.).

   По замыслу это должно было способствовать ускорению движения товаров через таможенную границу и упростить жизнь добросовестным налогоплательщиками.

   В развитых странах пост-аудит обеспечивает обычно более 30% всех таможенных платежей. Во Франции, например, таможенники полномасштабно проверяют лишь около 5% импорта при его ввозе в страну. Остальные 95% подлежат контролю в течение 1-3 лет после оформления таможенных документов. В США, скажем, в полтора раза меньше таможенников, чем в Украине, но американцы обслуживают в десятки раз больше субъектов ВЭД (около 500 тыс.). Происходит это, прежде всего, благодаря пост-аудиту.

   Как рассказал «і» руководитель группы таможенных процедур и международной торговли, менеджер отдела налогового и юридического консультирования KPMG в Украине Виталий Науменко, как такого переноса акцента на документальные проверки таможенными органами в Украине не произошло (чем в итоге и может объясняться «неувеличение» количества проверок — ред.).

   Это же подтверждает и юрист юркомпании «Правозащита Украина» Ольга Николаенко. «Это осталось декларативным нововведением Таможенного кодекса», — констатирует правовед.

   Науменко также указывает на отсутствие опубликованных обобщенных консультаций о практическом применении отдельных норм таможенного законодательства по пост-аудиту, а это повышает риски компаний. Соответственно, результаты проверок могут становиться для налогоплательщиков не очень приятным сюрпризом.

   Но насколько ощутимыми для предприятий являются финансовые санкции, которые применяют таможенники? С одной стороны, старший юрист налоговой практики юридического бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Александр Майданик отмечает, что сумма доначислений для предприятий при проверках может быть существенной.

   «Часто основанием для доначисления является не налоговая оптимизация со стороны импортера, а низкое качество налогового и таможенного законодательства (например, отсутствие четких правил включения в таможенную стоимость лицензионных платежей или части расходов на транспортировку товара)», — уточняет юрист.

   С другой стороны, по словам менеджера отдела налоговых и юридических услуг PwC Украина Роберта Зелди, вряд ли уместно говорить, что пост-аудит превратился в инструмент давления на предприятия.

   Определенным образом этот тезис подтверждают и «пост-аудитные» доходы бюджета. Как сообщили «і» в Миндоходов, в 2012 г. по результатам документальных проверок в госбюджет налогоплательщиками перечислено 102 млн. грн. Дополнительный фискальный эффект от самостоятельного декларирования налогоплательщиками роялти и лицензионных платежей составил около 178,1 млн. грн. «Благодаря повышению уровня налоговой культуры налогоплательщиков, вследствие их самостоятельного обращения в таможенные органы по поводу доначислений налоговых обязательств (кроме доплаты роялти и лицензионных платежей), в бюджет дополнительно поступило более 51 млн. грн.», — дополняют довольно фискалы.

   При этом по данным Миндоходов, 90% контрольных мероприятий, осуществленных таможенниками на протяжении 2012 г. — первой половины марта 2013 г., приводили к доначислению налогоплательщикам денежных обязательств — налогов и штрафов.

   «Решение о проведении документальной проверки предшествует обстоятельный анализ всех аспектов внешнеэкономических операций налогоплательщика, которые могут повлиять на законность их осуществления», — уточняют в фискальном ведомстве.

   Что принесет в пост-аудитном контексте объединения таможни и налоговой в рамках Министерства доходов и сборов? По мнению Майданика, для бизнеса потенциальная польза от такого шага была бы в том случае, если бы министерство создало систему, при которой во время одной проверки изучались и налоговые, и таможенные вопросы.

   «Требование об одновременном проведении плановых проверок налоговыми и таможенными органами уже ранее существовала в законодательстве, но она почти не применялась на практике», — констатирует юрист.

   По его словам, ожидаемое упрощение обмена информации между налоговой и таможней станет особенно актуальным для государства после внедрения законодательства о трансфертном ценообразовании, поскольку налоговики получат возможность контролировать цены продажи товаров на экспорт в онлайн-режиме, выявлять случаи реализации товаров по заниженным ценам на связанные компании-нерезиденты.

   Автор: Василий ПАСОЧНИК

Экономические известия