ГоловнаКонтактиМапа сайта

  Автотрейдеры определились, как будут жить с новыми пошлинами  - 2013/04/02 

2013/04/02

   Введение специальных ввозных пошлин на наиболее популярные иномарки заставляет импортеров пересматривать модельный ряд для Украины. Предпочтение будет отдаваться дизельным двигателям, а также бензиновым с рабочим объемом менее одного литра. Местные же производители подыскивают иностранных партнеров для расширения производства автомобилей наиболее массового сегмента - пока среди китайских и российских компаний, передает "Коммерсант-Украина" в материале "Автопарк нового периода".

   До начала действия специальных пошлин на автомобили с бензиновыми двигателями объемом 1-1,5 литра и 1,5-2,2 литра осталось менее двух недель. Напомним, с 13 апреля при их ввозе существующая 10-процентная пошлина увеличивается на 6,46% и 12,95% соответственно. По оценкам Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД), это должно повысить стоимость импортных автомобилей для конечного потребителя на 7,8% и 15,6% соответственно.

   Не желая уступать рынок, импортеры начали пополнять складские запасы.

   "Завезем 3,5 - 4,5 тысяч автомобилей с бензиновыми двигателями объемом 1-1,5 литра и 1,5-2,2 литра, чтобы как можно дольше предлагать их потребителю по старым ценам", - говорит заместитель директора по сбыту "Атлант-М Днепровская набережная" (официальный дилер Volkswagen) Тимофей Иванов.

   "Мы стараемся договориться с заводом о поставке уже произведенных для других рынков автомобилей для того, чтобы создать складские запасы на три месяца продаж", - отмечает директор представительства "Ситроен Украина" Лоик Сибрак.

   Однако не все импортеры могут поставлять машины с других рынков.

   "Наша компания предпринимает попытки ускорить процесс доставки автомобилей, которые планировалось доставить через несколько месяцев. Но мы не можем брать автомобили с других стран, так как они нуждаются в адаптации под украинский рынок", - объясняет глава правления "Renault Украина" Ян Птачек.

   Запасы на более длительный срок невыгодны для импортеров.

   "Нет смысла заполнять склад более чем на три месяца. Это несет риски, связанные с понижением спроса и замораживанием средств, а также требует дополнительных расходов на складское хранение", - говорит директор по маркетингу ТД "Нико" (импортер Mitsubishi) Максим Хомяк.

   "Мы уже сейчас испытываем сложности в работе, поскольку в срочном порядке необходимо найти дополнительные средства и выкупить автомобили, которые планировали оплатить гораздо позже", - рассказывает генеральный директор "ABT Бавария" (официальный импортер BMW, MINI) Александр Тимофеев.

   "Кроме того, существуют квоты производителей на поставку определенному импортеру, и заказ обычно расписан на три-четыре месяца вперед. Добиться резкого изменения поставок практически невозможно", - отмечает генеральный директор "УкравтоВАЗа" (импортер Lada) Игорь Вознюк.

   Уже во второй половине года импортеры распродадут свои складские запасы и будут вынуждены менять стратегию продаж.

   "В нынешних условиях именно дизельные версии являются для нас "тузом в рукаве". Нам не нужно начинать с нуля, дизельные моторы существуют практически для всех ключевых моделей Citroen",- говорит Лоик Сибрак.

   По его словам, доля дизельных автомобилей в общих продажах Citroen в 2012 году составила порядка 45%, в Европе - 72%: "Еще пару лет назад в Украине доля дизельных автомобилей составляла 10%, сейчас - 17%. Потенциал роста здесь большой - ведь на европейских рынках они занимают 60-70%", - добавляет Сибрак.

   "В Украине может снизиться спрос на бюджетную модель Volkswagen Polo седан, так как она не предоставляется с дизельным двигателем, но мы постараемся нивелировать это за счет увеличения поставок Touareg, Passat и Golf. Доля этих моделей с дизельными двигателями уже сегодня составляет 100%, 60% и 40% соответственно", - рассказывает Иванов.

   По словам Яна Птачека, все представленные в Украине модели "Renault" могут поставляться с дизельными двигателями. Сейчас доля продаж дизельных автомобилей Renault в Украине составляет порядка 24%.

   Главное преимущество дизельных двигателей - более низкий расход топлива. Например, у Volkswagen Passat Highline c дизельным двигателем с объемом 2 литра средний расход составляет 5,2 литра за 100 километров, а у оснащенного бензиновым двигателем объемом 1,8 литра - 7 литра за 100 километров. При этом дизельные автомобили дороже бензиновых версий на 5-15%. Но с введением пошлин этой разницы не будет, уверен Лоик Сибрак.

   Импортеры также начали пересмотр модельного ряда. Например, компания Ford делает ставку на новый экономический бензиновый двигатель - 0,99 литра - EcoBoost, признанный в Европе в прошлом году двигателем года. В Winner Imports Ukraine (импортер Ford) рассказали, что рассчитывают комплектовать двигателем EcoBoost автомобили, которые составляют львиную долю продаж - Ford Fiesta и Focus, а также модель C-Max и новую B-Max.

   Переход на продажу моделей с объемом 2,2 литра вряд ли будет массовым, говорит Ян Птачек: "Принимая во внимание изначальную стоимость таких автомобилей, мы не уверены, что спрос на них может вырасти".

   Заградительные меры, по словам представителей отечественных компаний, уже дают положительный эффект. В прошлом месяце в корпорации "Богдан" заявили, что заключили контракты на поставку комплектующих с АвтоВАЗом и Hyundai и рассчитывают увеличить объем выпуска автомобилей в этом году на 25%.

   "Мы рассчитываем, что поддержка государства положительно скажется на доходах нашей компании и поспособствует увеличению числа рабочих мест, а также росту объемов уплаченных налогов", - говорит президент "Богдана" Олег Свинарчук.

   Впрочем, на ЗАЗе дают более пессимистические прогнозы. В этом году в компании ожидают почти 30-процентного снижения производства. А выйти на прежние объемы планируют только в следующем году.

   В отечественных компаниях полагают, что спецпошлины сами по себе недостаточны. Олег Свинарчук считает, что государство должно ввести утилизационный сбор с импортных автомобилей и принять программу развития производства легковых автомобилей до 2020 года, где предусмотрены механизмы, стимулирующие внутреннее производство.

   А на Запорожском автозаводе неоднократно заявляли о необходимости запрета крупноузловой сборки, поскольку это является скрытым импортом. Сейчас таким образом собираются Skoda на "Еврокаре" и Ssoung Young на Кременчугском автосборочном заводе.

   В некоторых компаниях начали задумываться о создании новых производств.

   "В качестве небольшой компенсации потерь ведем переговоры с АвтоВАЗом об организации сборки автомобилей на одном из украинских предприятий", - говорит Игорь Вознюк.

   Пресс-секретарь "Богдана" Сергей Красуля отмечает, что его компания ведет активные переговоры с китайскими производителями и надеется, что они завершатся к концу года соглашением о начале выпуска одной-двух новых моделей.

   Впрочем, большинство иностранных компаний пока не заинтересованы в создании производств в Украине. Для производства автомобилей в Украине необходимо прежде всего иметь стабильную законодательную базу, чтобы не менялись правила игры, считает Александр Тимофеев.

   "Сегодня из-за слабого спроса большинство европейских автозаводов не загружены на полную мощность, поэтому более актуальным является сохранение существующих мощностей с установленным оборудованием и налаженной линией производства, а не открытие новых", - говорит Лоик Сибрак.

   По словам Яна Птачека, например, у Renault есть три завода в соседних странах, в частности в Румынии, Турции и России.

   "Так что создание дополнительных производственных мощностей в Украине нецелесообразно и неоправданно", - сказал он.

   Однако главной проблемой остается отсутствие спроса.

   "В 2008 году 87% автомобилей приобретались в кредит, а сейчас из-за высоких ставок - не более 10%", - рассказывает гендиректор ВААИД Олег Назаренко.

   Повысить спрос может, например, программа утилизации старых автомобилей, похожая на ту, что была реализована в России, где несколько лет назад владельцам автомобилей старше 10 лет при условии покупки нового, выпущенного в РФ, выплачивалась утилизационная премия в размере 50 тысяч руб.

   "Эта сумма составляла порядка 30% стоимости новых классических моделей АвтоВАЗа. За почти два года действия программы было продано свыше 600 тысяч автомобилей или 13% рынка", - говорит аналитик российской ИК "ВТБ Капитал" Владимир Беспалов.

   В этой ситуации производители и импортеры дают диаметрально противоположные прогнозы продаж в этом году. Олег Назаренко считает, что продажи автомобилей снизятся на 30% по итогам 2013 года.

   "Более привлекательная цена не повысит спрос на украинские технологически устаревшие автомобили. Потребитель следует за модой. Кто будет смотреть фильмы на пленке, когда все перешли на Blu-ray?", - добавляет господин Назаренко.

   "Пошлины не помогут восстановить покупательную способность граждан, и мы прогнозируем спад продаж на 10%, до 200 тысяч единиц.

   Но мы рассчитываем на реализацию программы развития экономики на ближайшие два года, в которой предусмотрена поддержка автопрома", - парирует Сергей Красуля.

   Следует отметить, что, согласно программе развития экономики на 2013-2014 годы, планируется направить порядка 2 миллиарда гривен на систему стимулирования потребительского спроса на отечественные автомобили.

Подробности