2013/04/02
Введение специальных ввозных пошлин на наиболее популярные иномарки заставляет импортеров
пересматривать модельный ряд для Украины. Предпочтение будет отдаваться дизельным двигателям, а также бензиновым с
рабочим объемом менее одного литра. Местные же производители подыскивают иностранных партнеров для расширения
производства автомобилей наиболее массового сегмента - пока среди китайских и российских компаний, передает
"Коммерсант-Украина" в материале "Автопарк нового периода".
До начала действия специальных
пошлин на автомобили с бензиновыми двигателями объемом 1-1,5 литра и 1,5-2,2 литра осталось менее двух недель.
Напомним, с 13 апреля при их ввозе существующая 10-процентная пошлина увеличивается на 6,46% и 12,95%
соответственно. По оценкам Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД), это должно повысить стоимость
импортных автомобилей для конечного потребителя на 7,8% и 15,6% соответственно.
Не желая
уступать рынок, импортеры начали пополнять складские запасы.
"Завезем 3,5 - 4,5 тысяч
автомобилей с бензиновыми двигателями объемом 1-1,5 литра и 1,5-2,2 литра, чтобы как можно дольше предлагать их
потребителю по старым ценам", - говорит заместитель директора по сбыту "Атлант-М Днепровская набережная"
(официальный дилер Volkswagen) Тимофей Иванов.
"Мы стараемся договориться с заводом о
поставке уже произведенных для других рынков автомобилей для того, чтобы создать складские запасы на три месяца
продаж", - отмечает директор представительства "Ситроен Украина" Лоик Сибрак.
Однако не все
импортеры могут поставлять машины с других рынков.
"Наша компания предпринимает попытки
ускорить процесс доставки автомобилей, которые планировалось доставить через несколько месяцев. Но мы не можем брать
автомобили с других стран, так как они нуждаются в адаптации под украинский рынок", - объясняет глава правления
"Renault Украина" Ян Птачек.
Запасы на более длительный срок невыгодны для
импортеров.
"Нет смысла заполнять склад более чем на три месяца. Это несет риски, связанные
с понижением спроса и замораживанием средств, а также требует дополнительных расходов на складское хранение", -
говорит директор по маркетингу ТД "Нико" (импортер Mitsubishi) Максим
Хомяк.
"Мы уже сейчас испытываем сложности в работе, поскольку в срочном порядке необходимо
найти дополнительные средства и выкупить автомобили, которые планировали оплатить гораздо позже", - рассказывает
генеральный директор "ABT Бавария" (официальный импортер BMW, MINI) Александр
Тимофеев.
"Кроме того, существуют квоты производителей на поставку определенному импортеру,
и заказ обычно расписан на три-четыре месяца вперед. Добиться резкого изменения поставок практически невозможно", -
отмечает генеральный директор "УкравтоВАЗа" (импортер Lada) Игорь Вознюк.
Уже во второй
половине года импортеры распродадут свои складские запасы и будут вынуждены менять стратегию
продаж.
"В нынешних условиях именно дизельные версии являются для нас "тузом в рукаве". Нам
не нужно начинать с нуля, дизельные моторы существуют практически для всех ключевых моделей Citroen",- говорит Лоик
Сибрак.
По его словам, доля дизельных автомобилей в общих продажах Citroen в 2012 году
составила порядка 45%, в Европе - 72%: "Еще пару лет назад в Украине доля дизельных автомобилей составляла 10%,
сейчас - 17%. Потенциал роста здесь большой - ведь на европейских рынках они занимают 60-70%", - добавляет
Сибрак.
"В Украине может снизиться спрос на бюджетную модель Volkswagen Polo седан, так как
она не предоставляется с дизельным двигателем, но мы постараемся нивелировать это за счет увеличения поставок
Touareg, Passat и Golf. Доля этих моделей с дизельными двигателями уже сегодня составляет 100%, 60% и 40%
соответственно", - рассказывает Иванов.
По словам Яна Птачека, все представленные в Украине
модели "Renault" могут поставляться с дизельными двигателями. Сейчас доля продаж дизельных автомобилей Renault в
Украине составляет порядка 24%.
Главное преимущество дизельных двигателей - более низкий
расход топлива. Например, у Volkswagen Passat Highline c дизельным двигателем с объемом 2 литра средний расход
составляет 5,2 литра за 100 километров, а у оснащенного бензиновым двигателем объемом 1,8 литра - 7 литра за 100
километров. При этом дизельные автомобили дороже бензиновых версий на 5-15%. Но с введением пошлин этой разницы не
будет, уверен Лоик Сибрак.
Импортеры также начали пересмотр модельного ряда. Например,
компания Ford делает ставку на новый экономический бензиновый двигатель - 0,99 литра - EcoBoost, признанный в Европе
в прошлом году двигателем года. В Winner Imports Ukraine (импортер Ford) рассказали, что рассчитывают комплектовать
двигателем EcoBoost автомобили, которые составляют львиную долю продаж - Ford Fiesta и Focus, а также модель C-Max и
новую B-Max.
Переход на продажу моделей с объемом 2,2 литра вряд ли будет массовым, говорит
Ян Птачек: "Принимая во внимание изначальную стоимость таких автомобилей, мы не уверены, что спрос на них может
вырасти".
Заградительные меры, по словам представителей отечественных компаний, уже дают
положительный эффект. В прошлом месяце в корпорации "Богдан" заявили, что заключили контракты на поставку
комплектующих с АвтоВАЗом и Hyundai и рассчитывают увеличить объем выпуска автомобилей в этом году на
25%.
"Мы рассчитываем, что поддержка государства положительно скажется на доходах нашей
компании и поспособствует увеличению числа рабочих мест, а также росту объемов уплаченных налогов", - говорит
президент "Богдана" Олег Свинарчук.
Впрочем, на ЗАЗе дают более пессимистические прогнозы.
В этом году в компании ожидают почти 30-процентного снижения производства. А выйти на прежние объемы планируют
только в следующем году.
В отечественных компаниях полагают, что спецпошлины сами по себе
недостаточны. Олег Свинарчук считает, что государство должно ввести утилизационный сбор с импортных автомобилей и
принять программу развития производства легковых автомобилей до 2020 года, где предусмотрены механизмы,
стимулирующие внутреннее производство.
А на Запорожском автозаводе неоднократно заявляли о
необходимости запрета крупноузловой сборки, поскольку это является скрытым импортом. Сейчас таким образом собираются
Skoda на "Еврокаре" и Ssoung Young на Кременчугском автосборочном заводе.
В некоторых
компаниях начали задумываться о создании новых производств.
"В качестве небольшой
компенсации потерь ведем переговоры с АвтоВАЗом об организации сборки автомобилей на одном из украинских
предприятий", - говорит Игорь Вознюк.
Пресс-секретарь "Богдана" Сергей Красуля отмечает,
что его компания ведет активные переговоры с китайскими производителями и надеется, что они завершатся к концу года
соглашением о начале выпуска одной-двух новых моделей.
Впрочем, большинство иностранных
компаний пока не заинтересованы в создании производств в Украине. Для производства автомобилей в Украине необходимо
прежде всего иметь стабильную законодательную базу, чтобы не менялись правила игры, считает Александр
Тимофеев.
"Сегодня из-за слабого спроса большинство европейских автозаводов не загружены на
полную мощность, поэтому более актуальным является сохранение существующих мощностей с установленным оборудованием и
налаженной линией производства, а не открытие новых", - говорит Лоик Сибрак.
По словам Яна
Птачека, например, у Renault есть три завода в соседних странах, в частности в Румынии, Турции и
России.
"Так что создание дополнительных производственных мощностей в Украине
нецелесообразно и неоправданно", - сказал он.
Однако главной проблемой остается отсутствие
спроса.
"В 2008 году 87% автомобилей приобретались в кредит, а сейчас из-за высоких ставок
- не более 10%", - рассказывает гендиректор ВААИД Олег Назаренко.
Повысить спрос может,
например, программа утилизации старых автомобилей, похожая на ту, что была реализована в России, где несколько лет
назад владельцам автомобилей старше 10 лет при условии покупки нового, выпущенного в РФ, выплачивалась
утилизационная премия в размере 50 тысяч руб.
"Эта сумма составляла порядка 30% стоимости
новых классических моделей АвтоВАЗа. За почти два года действия программы было продано свыше 600 тысяч автомобилей
или 13% рынка", - говорит аналитик российской ИК "ВТБ Капитал" Владимир Беспалов.
В этой
ситуации производители и импортеры дают диаметрально противоположные прогнозы продаж в этом году. Олег Назаренко
считает, что продажи автомобилей снизятся на 30% по итогам 2013 года.
"Более
привлекательная цена не повысит спрос на украинские технологически устаревшие автомобили. Потребитель следует за
модой. Кто будет смотреть фильмы на пленке, когда все перешли на Blu-ray?", - добавляет господин
Назаренко.
"Пошлины не помогут восстановить покупательную способность граждан, и мы
прогнозируем спад продаж на 10%, до 200 тысяч единиц.
Но мы рассчитываем на реализацию
программы развития экономики на ближайшие два года, в которой предусмотрена поддержка автопрома", - парирует Сергей
Красуля.
Следует отметить, что, согласно программе развития экономики на 2013-2014 годы,
планируется направить порядка 2 миллиарда гривен на систему стимулирования потребительского спроса на отечественные
автомобили.
Подробности