ГоловнаКонтактиМапа сайта

  Начальник Главного следственного управления Министерства  доходов и сборов Анатолий Яковинец: «С внедрением новой системы  эффективность нашей работы увеличилась в разы»  - 2013/04/01  

2013/04/01

Министр доходов и сборов Александр Клименко заявил, что теперь главным в функционировании налоговой милиции станет аналитическая и интеллектуальная работа следователей


Перспектива создания нового правоохранительного органа — финансовой полиции — со сверхполномочиями и суперправами сильно взбудоражила общество. Поэтому в правительстве поспешили успокоить бизнес: премьер-министр лично выступил с речью о том, что к существованию финансовой полиции как отдельного единого ведомства, занимающегося экономическими преступлениями, наша страна еще не готова, и ее появление не соответствует требованиям времени.

А значит, все подразделения, занимающиеся расследованием экономических преступлений, которые теоретически могли бы войти в состав финансовой полиции, продолжат работать, как и раньше, при своих ведомствах. В том числе налоговая милиция, оставшаяся в составе новообразованного Министерства доходов и сборов. Впрочем, изменения в структуре работы налоговой милиции все-таки будут.

К примеру, министр доходов и сборов Александр Клименко заявил, что теперь главным в функционировании этого подразделения станет аналитическая и интеллектуальная работа следователей, а сама работа налоговой милиции будет основываться на принципах сервисных подходов по отношению к налогоплательщикам. Что это значит? Прекратятся ли уже ставшие притчей во языцех налоговые «маски-шоу»? Как изменится работа налоговой милиции в составе созданного Министерства доходов и сборов? Все эти вопросы «ФАКТЫ» задали начальнику Главного следственного управления Министерства доходов и сборов Украины генерал-майору налоговой милиции Анатолию Яковинцу.

— Анатолий Илларионович, спрошу прямо: насколько вероятно, что в стране будет создана финансовая полиция как отдельный орган по расследованию экономических преступлений?

— Ответ на этот вопрос может дать лишь руководство государства. Комментирование же слухов, домыслов и прогнозов не входит в мои полномочия.

— А как насчет расширения полномочий уже существующих служб, например, налоговой милиции?

— На это я могу ответить только одно: положение о Министерстве доходов и сборов Украины, утвержденное Указом Президента от 18 марта 2013 года, не предусматривает наделение министерства как правопреемника Государственной налоговой службы и Государственной таможенной службы какими-либо дополнительными полномочиями для выполнения функций по выявлению и расследованию правонарушений в налоговой и таможенной сферах.

— То есть у вас не появилось дополнительно каких-то неограниченных прав и возможностей?

— В этом положении не предусмотрено ни одной из тех суперфункций, которые, по ожиданиям СМИ, должны были возложить на финансовую полицию. Реальность такова, что при Министерстве доходов и сборов продолжит функционировать налоговая милиция. И, согласно Налоговому и Уголовно-процессуальному кодексам, она будет и впредь выполнять функции по выявлению и расследованию преступлений в сфере налогообложения.

— Но все говорят, что в расследовании экономических преступлений необходимо внедрять более комплексный и европейский подход.

— А мы и движемся в сторону Европы. Изменения постепенно идут, просто они не так заметны людям, далеким от правоохранительной сферы.

— То есть нам, простым обывателям. Так расскажите тогда вы, что именно меняется и как?

— Например, с ноября прошлого года, в связи с принятием нового Уголовно-процессуального кодекса (УПК) Украины, процедура расследования преступлений следователями налоговой милиции была приведена в соответствие европейским стандартам и почти не отличается от процедуры расследований, проводимых в настоящее время аналогичными структурами европейских стран. Фактически следователь собирает материалы для прокурора, который и принимает решение о достаточности доказательств для предъявления определенному лицу обоснованных подозрений в совершении преступления либо закрывает дело в отношении подозреваемого без направления в суд.

Полномочия следователей были значительно ограничены. Оперативные подразделения вообще утратили полномочия заводить оперативно-разыскные дела в случае получения информации о совершенном преступлении, а также без поручения следователя или прокурора проводить следственные действия.

При этом независимо от того, в каком органе находится следователь, направить лицу уведомление о подозрении в совершении преступления он вправе лишь с письменного разрешения прокурора. Таким образом, следователи при осуществлении расследования процессуально полностью подчинены прокурору и за систематическое невыполнение его указаний могут даже привлекаться к уголовной ответственности.

— То есть после вступления в силу нового Уголовно-процессуального кодекса процесс расследования экономических преступлений, связанных с неуплатой налогов, существенно изменился?

— Да. Новой редакцией Уголовно-процессуального кодекса был уставлен единый порядок расследования совершенных на территории Украины преступлений. Следователь обязан начать расследование в течение 24 часов с момента получения заявления или уведомления о совершенном преступлении либо после самостоятельного выявления обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении преступления.

Отдельно хочу остановиться на таком новшестве, как предоставление следователям полномочий использовать негласные следственные действия при проведении расследования. А прокуроры уже практикуют заключение с подозреваемыми сделок о признании вины. Это стимулирующая норма, которая призвана, с одной стороны, сократить сроки следствия, а с другой — повысить количество раскрываемых преступлений.

Также в уголовном процессе появился следственный судья, выполняющий функцию судебного контроля за соблюдением прав, свобод и интересов лиц, участвующих в уголовном производстве. Без его разрешения нельзя проводить следственные действия, которыми могут быть нарушены права граждан.

— Работы, наверное, у вас прибавилось после этого?

— Изменился сам подход к оценке объема и эффективности работы. Следственные подразделения трудятся в составе налоговой милиции уже 16 лет. Последние семь лет в их производстве находилось около трех тысяч уголовных дел ежегодно.

С принятием нового УПК изменилась процедура расследования, которая начинается с момента, когда следователю из любого источника стало известно о совершенном преступлении. В связи с этим работа следователей не оценивается по количеству открытых производств, ведь теперь мы начинаем около трех тысяч расследований ежемесячно.

— Кстати, насколько эффективной стала декриминализация экономических преступлений в Украине, проведенная чуть больше года назад?

— Могу сказать, что решения о декриминализации ряда преступлений, а также замена наказания в виде лишения свободы штрафами были положительно восприняты бизнесом. Они принимались в контексте проводимой руководством государства политики уменьшения давления на бизнес и усиления инвестиционной привлекательности страны. И этот подход себя полностью оправдал.

Вы поймите, каждая страна ищет для себя верное соотношение карательных и поощрительных методов, чтобы бизнес мог зарабатывать деньги и платить налоги. У нас применение карательных методов ограничено законодательством.

— Почему?

— Как я уже говорил, лицо, совершившее экономическое преступление, теперь не может быть задержано следователем без разрешения следственного судьи. Да и находиться под стражей такой человек может только в случае, если не внес определенную судом сумму залога (от 1 тысячи 147 гривен до 344 тысяч 100 гривен).

Между прочим, по всем делам, которые в настоящее время находятся в производстве следователей налоговой милиции, под стражей находится всего один человек.

— И кто именно?

— Этот человек подозревается в хищении средств и отмывании доходов, полученных преступным путем. Он был экстрадирован из Болгарии, где скрывался от следствия. Однако даже для него суд определил размер залога и в случае внесения суммы гражданин подлежит освобождению из-под стражи.

— Кстати, как декриминализация экономических преступлений отразилась на бюджете?

— Положительно, по сравнению с 2010 годом возмещение ущерба по оконченным следователями налоговой милиции в 2012 году уголовным делам увеличилось почти в три раза.

— Министр доходов и сборов Александр Клименко заявил, что налоговая милиция будет опираться на риск-ориентированную систему. Что это значит?

— Понимаете, в Министерстве доходов и сборов нет такого количества сотрудников, которое позволило бы проверить правильность работы всех предприятий. Да этого и не надо делать! Ведь разработанная нашими специалистами электронная программа по заданным параметрам может выдавать информацию о наличии на предприятии определенных рисков, которые свидетельствуют о том, что оно является недобросовестным налогоплательщиком.

— То есть существуют критерии, позволяющие отнести предприятие к «группе риска»?

— Да, и электронная система, руководствуясь набором этих критериев, определяет предприятия, имеющие риски неуплаты налогов. А работники Миндоходов, в свою очередь, проверяют информацию о таких предприятиях, их учредителях или должностных лицах. И только при выявлении преступления следователи начинают расследование, а ревизоры устанавливают сумму ущерба. Как видите, эффективность нашей работы с внедрением системы увеличилась в разы.

— Знаете, многие волнуются, что с появлением аналитической системы увеличится административное давление на бизнес.

— Риск-ориентированная система работает лишь с базами данных и аналитическими информационными системами без вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий и без выхода на само предприятие. И если бизнес работает законно, то никакого давления со стороны налоговой милиции не должно быть. А вот если для уклонения от уплаты налогов умышленно используются поддельные документы субъектов хозяйствования, которые занимаются фиктивной деятельностью, то расследование таких фактов неизбежно. Результатом расследования будет привлечение виновных к материальной, а также уголовной ответственности.

— Налоговая милиция сотрудничает с другими органами, уполномоченными бороться с экономической преступностью?

— Конечно! Налоговая милиция получает информацию о совершенных преступлениях из разных источников. При этом значительная доля сведений приходится на подразделения налоговой и таможенной служб.

— Были у вас совместные операции с другими службами?

— Конкретные мероприятия по взаимодействию с другими органами при расследовании преступлений являются информацией для служебного пользования. А в определенных случаях — и тайной. Поэтому не могут быть разглашены.

Скажу только, что иногда при расследовании преступлений, совершенных организованными группами, наши следователи сотрудничают с работниками подразделений по борьбе з организованной преступностью органов внутренних дел.

— Кстати, используют ли ваши следователи в работе высокие технологии или IT-новинки?

— Большинство этих методов секретны и направлены на сбор необходимой информации о лице, подозреваемом в совершении преступления.

— То есть говорить о них вы не можете... А есть что-то не секретное?

— Все следственные подразделения налоговой милиции оборудованы необходимой техникой для проведения следственных действий в режиме видеоконференции. Причем эта техника работает автономно, независимо от других существующих в министерстве систем конференц-связи, и используется только для расследования преступлений.

— В прошлом году был ряд громких дел с участием налоговой милиции, касающихся, например, интернет-магазина «Розетка», Миргородского и Моршинского заводов минеральных вод, компании B&H, ТРК «Телерадиосвит» и других. Чем все закончилось?

— Да, эти дела вызвали немалый резонанс в обществе. И, чтобы расставить все точки над «i», могу сказать, что по делам, которые расследовались налоговой милицией в отношении интернет-магазина «Розетка», компании B&H, Миргородского и Моршинского заводов минеральных вод, нанесенный бюджету ущерб был полностью возмещен.

— А как же насчет того, что должностные лица, которые возместят убытки бюджету, освобождаются после этого от уголовной ответственности?

— Вы правильно вспомнили. Так и было: все эти дела были направлены в суд для освобождения служебных лиц указанных предприятий от уголовной ответственности.

Также был полностью возмещен ущерб руководством ООО «ТРК «Телерадиосвит». Всего же за 2012 год по направленным следователями налоговой милиции в суд делам возмещен ущерб на сумму 622 миллиона гривен. После образования министерства, за неполных три месяца этого года, по делам, находившимся в производстве следователей налоговой милиции, в бюджет уже поступило 466 миллионов гривен.

Факты