ГоловнаКонтактиМапа сайта

  Иллюзия украинского выбора  - 2013/03/12  

2013/03/12

   Украина по-прежнему пытается проводить многовекторную политику, одновременно заявляя о приверженности "европейскому выбору", но не отвергая полностью предложения о вступлении в Таможенный союз. Всего через неделю после евросаммита в Брюсселе Виктор Янукович поехал в Москву на рандеву с Владимиром Путиным, после чего заявил, что формат участия Украины в ТС будет окончательно определен в апреле на встрече глав четырех государств.

   Мифы и реальность Таможенного союза

   Вокруг возможного присоединения Украины к Таможенному союзу существует не меньше мифов, чем вокруг предполагаемого заключения Соглашения об ассоциации с Европейским союзом. На самом деле и в том, и в другом случае для нашей страны теоретически открываются новые возможности и потенциальные преимущества. Однако проблема заключается в том, что ими еще надо суметь воспользоваться. Для этого немалые усилия необходимо и государству, и бизнесу. Между тем отрицательные последствия выбора как европейского, так и российского вектора интеграции проявятся, можно сказать, автоматически.

   Итак, что же представляет собой сегодня Таможенный союз, и что даст Украине сближение с этой интеграционной группировкой? Прежде всего, следует отметить, что данный термин в настоящее время не совсем отвечает реальному положению вещей. Классический таможенный союз подразумевает создание общей таможенной границы, т. е. все страны союза вводят одинаковые импортные и экспортные пошлины на все виды товаров и создают общий режим для международной торговли услугами, а также ликвидируют таможенные барьеры в торговле между собой.

   Между тем с 1 января 2012 года Россия, Беларусь и Казахстан создали Единое экономическое пространство – общий рынок товаров, капитала и труда. Это уже более высокая степень интеграции, чем таможенный союз. А к 2015 году, по данным Евразийской экономической комиссии, это пространство должно стать полностью однородным. Для всех компаний, зарегистрированных в странах ТС, на всей его территории будет действовать национальный режим. Независимо от государственной принадлежности они получат одинаковые права по всему пространству ТС, в частности одинаковый доступ к финансовой, транспортной и трубопроводной инфраструктуре, смогут участвовать в процедурах госзакупок во всех странах союза, а также должны будут выполнять единые правила и требования. Этот уровень интеграции уже сравним с тем, что имеют сегодня страны Европейского Союза.

   Поэтому, если Украина выберет "восточное" направление интеграции, ей необходимо будет оговорить для себя достаточно длительный переходный период, в течение которого придется гармонизировать свое законодательство (и не только таможенное) с правилами и стандартами стран ТС и готовить свою экономику к работе в условиях Единого экономического пространства. Здесь более чем обоснованным выглядит подход "3+1", постоянно озвучиваемый В.Януковичем, но не в том смысле, в котором понимает его Президент Украины, а в плане постепенного сближения трех стран ТС с Украиной и выработки единых правил игры.

   Кстати, вступать в ТС Украине будет гораздо сложнее, чем подписывать Соглашение об ассоциации с ЕС. В последнем случае надо просто адаптировать у себя европейские законы и стандарты, и, как говорится, кто не спрятался, я не виноват. В отношениях с Таможенным союзом Украина может несколько модифицировать его правила с учетом собственных интересов, но для этого нужно выработать целенаправленную политику на уровне государства, подчиненную долгосрочной стратегии.

   Однако следует отметить, что к нынешнему взаимодействию национальных экономик страны ЕС шли более 55 лет, тогда как в Таможенном союзе эту дистанцию предполагается пробежать всего за 6. Спешка, как известно, до добра не доводит, поэтому, несмотря на все декларации об единстве, между странами ТС возникает немало противоречий, а степень интеграции их экономик оставляет желать много лучшего. Достаточно сказать, что во внешней торговле России в прошлом году на Беларусь и Казахстан приходилось всего около 7,5% товарооборота. Однозначное доминирование России в ТС (ее доля в совокупном ВВП составляет почти 90%) тоже не способствует росту взаимопонимания.

   Наконец, экономики России и Казахстана являются по большей части сырьевыми, и только у Беларуси в экспорте преобладает готовая продукция. По данным ряда исследований, проведенных европейскими и американскими экспертами еще в 1960-70 годы, наибольший эффект от создания таможенного союза наблюдается, если экономики входящих в него стран являются близкими по структуре, "взаимно заменяющими". Тогда снятие таможенных барьеров внутри союза будет в максимальной степени способствовать росту взаимного товарооборота. Интеграция же различных, "взаимно дополняющих" экономик приведет, в первую очередь, к сокращению объемов торговли с третьими странами, от чего пострадают потребители.

   Правда, нынешняя несбалансированность ТС в немалой степени объясняется тем, что изначально эта интеграционная группировка задумывалась с участием не трех, а четырех стран, включая Украину. ТС, основанный в 2009 году, является прямым наследником Единого экономического пространства 2004 года, которое так и не было создано из-за смены власти в Киеве. Поэтому понятно стремление России "затащить" Украину в ТС, чтобы повысить эффективность этой интеграционной группировки. Кроме того, помимо экономического, данный проект имеет и мощнейшую политическую составляющую. По этой же причине Евросоюз и США стремятся всеми силами удержать Украину вне ТС, чтобы не допустить более тесной интеграции на постсоветском пространстве.

   Украина в Тамсоюзе и вне его

   Впрочем, оставим политику политикам и сосредоточимся на экономике. Существуют многочисленные исследования, согласно которым присоединение Украины к ТС будет способствовать увеличению украинского экспорта – прежде всего продукции машиностроения, металлургии, химической и пищевой промышленности, что должно привести к созданию новых рабочих мест и росту ВВП. В то же время многие украинские эксперты заявляют, что выбор "восточного" вектора интеграции законсервирует отсталую индустриальную структуру отечественной экономики, лишит ее стимулов к модернизации и энергоэффективности, а также приведет к вытеснению украинских товаропроизводителей с внутреннего рынка под напором более мощного российского бизнеса.

   Самое интересное, что и то, и другое – чистая правда. С одной стороны, ликвидация таможенных барьеров на российской и белорусской границах, снижение цен на газ до внутрироссийского уровня (вопреки популярным в Украине "страшилкам", эти цены ни через три, ни через 10 лет даже не приблизятся к европейским), отмена квот и пошлин на украинскую продукцию могут дать мощный толчок для развития украинского бизнеса, который получит свободный недискриминационный доступ на общий рынок стран ТС. Так может быть ликвидирован один из главных недостатков Украины с точки зрения инвестиционной привлекательности – узость внутреннего рынка. По крайней мере, эти условия выглядят более благоприятными, чем просто создание зоны свободной торговли с Евросоюзом с многочисленными исключениями и изъятиями.

   С другой стороны, открытие украинского рынка для российских и белорусских компаний и товаров может привести к ущемлению прав ряда украинских производителей. Российские компании, как правило, крупнее и богаче украинских, они изначально опираются на более емкий внутренний рынок, так что в свободной конкуренции в рамках Единого экономического пространства они могут оказаться более сильными.

   Оправданы и опасения тех специалистов, которые считают, что интеграция с Россией и другими странами бывшего СССР приведет к консервации неэффективной, с точки зрения глобальной экономики, структуры украинской экономики. Сегодня Украина поставляет в страны ТС железнодорожные локомотивы и вагоны, электродвигатели, трубы, оборудование для добычи полезных ископаемых. Все это, скажем так, не хайтек.

   Наконец, нынешняя российская экономика с ее высокой степенью коррупции, "откатами", воровством и некомпетентностью многих менеджеров отнюдь не выглядит примером для подражания, тогда как Евросоюз, при всех его "тараканах", с точки зрения организации бизнеса действительно производит впечатление образца, на который стоит равняться. И, пожалуй, это главная причина, по которой Украине следует предпочесть "западную" интеграцию "восточной".

   В то же время сложилась такая ситуация, что приходится говорить не о преимуществах от вхождения в ту или иную интеграционную группировку, сколько о проблемах, связанных с отказом от того или иного выбора. Многолетняя "многовекторная" политика усидеть на двух стульях привела к тому, что Украину считают своей "законной добычей" и Евросоюз, и Россия. Причем в какую бы сторону ни сдвинулась Украина, разочарованный партнер способен устроить ей немало крупных и мелких неприятностей.

   Пожалуй, единственное безусловное и зримое преимущество Украины от вступления в ТС заключается в снижении цен на газ до внутрироссийских, т. е. примерно до 165-180 долл./тыс. куб. м по сравнению с 426 долл./тыс. куб. м сейчас. В прошлом году Украина закупила 32,9 млрд куб. м российского газа на общую сумму 14,0 млрд долл. При сохранении этого объема импорта Украина при переходе на внутрироссийские цены сэкономит более 8 млрд долл. в год, а ее отрицательное сальдо в торговле со странами ТС сократится примерно до 3,6 млрд долл., а со всем миром – менее чем до 10 млрд долл. (если оставить все остальные позиции без изменений по сравнению с 2012 годом). Это, конечно, не решит все наши проблемы с хронически дефицитной внешней торговлей, но заметно снизит их накал.

   Оказавшись в европейской зоне влияния, что, очевидно, сделает невозможным передачу отечественной ГТС в аренду Газпрому, Украина не сможет рассчитывать на заметное снижение цен на газ в обозримом будущем. Даже его закупка на европейском рынке по спотовым ценам или организация собственной добычи сланцевого газа даст, в лучшем случае, выигрыш в несколько десятков долларов на тысяче кубометров.

   Дороговизна же газа для Украины – это падение конкурентоспособности ряда отраслей, например химической, металлургической, цементной, и неизбежный рост коммунальных тарифов. Наконец, чем больше дефицит внешнеторгового баланса, тем сильнее давление на гривну и выше опасность ее девальвации.

   Кроме того, российские власть предержащие, начиная от президента Владимира Путина и заканчивая послом Михаилом Зурабовым, ненавязчиво напоминают, что отказ Украины от сближения с ТС будет означать дальнейшее ухудшение условий межгосударственной торговли. Процесс замещения украинских поставок собственным производством в России уже начался, затронув, например, такие важные для отечественной экономики направления, как выпуск железнодорожных вагонов и авиационных двигателей, но окончательный выбор Украиной европейского вектора, безусловно, придаст ему дополнительную динамику. И, конечно, в этом случае следует ожидать появления новых исключений из зоны свободной торговли в рамках СНГ.

   Впрочем, сближение Украины со странами ТС вызовет не менее жесткую и негативную реакцию со стороны Евросоюза. И в этом случае европейские государства найдут множество способов ограничить поставки украинских товаров в ЕС.

   Получается, что пока Украина декларировала свою "равноудаленность" от двух основных центров силы в Евразии, она могла извлекать определенные преимущества от своей многовекторной политики. Нарушив равновесие в пользу ЕС, наша страна подставила себя под удар. Ни Россия, ни ЕС теперь так просто не оставят "уход" Украины к сопернику, причем возможные потери от санкций могут оказаться большими, чем возможные преимущества от интеграции в том или ином направлении. Впору говорить о выборе не между двумя лучшими вариантами, а между двумя худшими.

   Поэтому в нынешней ситуации единственное, что может сделать Украина, – это продолжать тянуть время. Пропустить срок подписания ассоциации с ЕС в этом году, но одновременно избегать слишком тесного сближения с Таможенным союзом. И ждать: то ли создания общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока, что положит конец противостоянию ЕС и России, то ли распада ЕС вследствие нарастающего кризиса, то ли триумфального выхода Евросоюза из этого кризиса и резкого падения цен на нефть и газ.

   Вот только будет ли у Украины время на ожидание?..

   Виктор Тарнавский

Минпром