ГоловнаКонтактиМапа сайта

  "Зона свободной торговли - это дружба, а участие в Таможенном  союзе - уже "женитьба"  - 2013/02/04 

2013/02/04

   Директор по научной работе Института экономических исследований и политических консультаций Вероника Мовчан является соавтором нескольких исследований о возможных экономических последствий участия Украины в Таможенном союзе России, Беларуси и Казахстана и различия интеграции в восточную сторону от интеграции с Европейским Союзом. В интервью Gazeta.ua она рассказывает о предельном уровне одновременной интеграции по этим направлениям, технических сложностях присоединения к Таможенному союзу, возможном влияним этого на экономику и благосостояние населения.

   Возможна ли одновременная интеграция в Евросоюз и в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана, о которой часто говорят украинские чиновники?

   - Зависит от уровня интеграции. Скажем, ничто не препятствует иметь две зоны свободной торговли - с ЕС и Таможенным союзом. Тем более, что Украина с середины 1990-х годов уже имеет соответствующие соглашения со странами-членами ТС, а в 2012 году начал действовать Договор о свободной торговле между странами СНГ.

   Если же речь идет об уровне собственно Таможенного союза, то одновременная интеграция абсолютно исключена. Вступление Украины в ЕС в какой-то перспективе не сочетается с интеграцией в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана. Ведь одним из компонентов Евросоюза также является таможенный союз между его государствами-членами. Эта форма интеграции предполагает режим свободной торговли внутри и общий таможенный тариф на внешних границах. Разумеется, Украина не может одновременно быть частью двух таможенных союзов.

   Можно пофантазировать и предположить создание когда-нибудь зоны свободной торговли между ЕС и Таможенным союзом. Однако в случае присоединения к последнему Украина уже не будет решать самостоятельно, с кем договариваться о свободной торговле и на каких условиях. Она будет делегировать соответствующие полномочия наднациональному органу. Зона свободной торговли - это просто дружба, а участие в Таможенном союзе - уже "женитьба". Расстаться же с Таможенным союзом Украине в случае чего будет очень сложно.

   Если Украина решит таки присоединиться к Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана, что она должна будет сделать в первую очередь?

   - Должна будет стать полноправным членом Евразийского экономического сообщества и подписать весь пакет документов, касающихся создания Таможенного союза. Здесь могут возникнуть вопросы о соответствии этих договоров Конституции Украины. Однако сложными являются те вопросы, которые связанные с членством Украины во Всемирной торговой организации.

   Дело в том, что Россия вступила в ВТО на других, чем Украина, условиях. Уровень тарифной защиты на ее границах выше, чем у нас, и Москва этим очень гордится. Именно эти тарифы применяются в Таможенном союзе, поскольку Беларусь и Казахстан не являются членами ВТО. Очевидно, Россия не согласится на значительно более либеральный режим торговли в случае присоединения к ТС Украины. То есть, Украина должна повысить свои тарифы.

   Недавняя заявка Киева в ВТО о повышении тарифов на более 300 тарифных линий может свидетельствовать о подготовке Украины к этому?

   - Не думаю. Начало консультаций, вероятно, связано с желанием увеличить возможности для защиты определенных отраслей. Но история очень показательна своим резонансом в мире. Намерение начать консультации о возможности пересмотра связанного уровня ввозных пошлин только по 371 позиции с около 10 тысяч вызвало огромную волну дискуссий. Значительное число стран согласились на консультации, то есть потенциально будут требовать компенсаций.

   Дело в том, что повышение связанного уровня ввозных пошлин требует переговоров с государствами, интересы которых затрагивает такое повышение. Соответственно, требовать уступок со стороны Украины, которые будут эквивалентной компенсацией тех потерь, которые партнеры испытывают в результате пересмотра ею тарифов.

   Скажем, Украина может договариваться о высших ввозных пошлинах на автомобили, а в ответ предложить либеральный режим ввоза сельскохозяйственных товаров. Или рискнуть повышением уровня тарифной защиты против украинских экспортеров, например, металла. То есть, защищая таким образом одну отрасль, жертвуем интересами другой. Представьте, что в случае присоединения Украины к Таможенному союзу и выбор российских условий членства в ВТО она будет вынуждена повышать тарифы по нескольких тысячах тарифных линий. Это огромный размер эквивалентных компенсаций, что будет иметь негативные последствия для экономики.

   Сторонники Таможенного союза говорят, что интеграция в него могла бы стать скорой помощью нашей экономике, которая сейчас в беде. Прежде всего благодаря низкой цене на газ.

   - Участие в Таможенном союзе любого государства не предусматривает обязательств "Газпрома" продавать ей газ дешевле. Действующий контракт с "Нафтогазом" остается неизменным. Как, например, при заключении Харьковских соглашений.

   Низкая цена, о которой говорят - это может быть какой-то компенсационный механизм, фактически субсидии из российского бюджета. Разумеется, Россия руководствуется здесь политическими соображениями, желанием затянуть Украину в Таможенный союз. Но такие субсидии вещь неопределенная, они будут зависеть от состояния российской экономики. А та, в свою очередь, от мировых цен на энергоносители. Итак, дешевый газ выглядит красивой приманкой, но такая помощь может когда-либо прекратиться. Это не будет стабильным и долгосрочным источником поддержки экономики.

   Возможно, на краткосрочную перспективу низкая цена газа позволит Украине чувствовать себя лучше, она получит какую-то передышку. Государство будет меньше субсидировать "Нафтогаз", и это поможет легче рассчитаться с внешними заимствованиями. Но одновременно мы перечеркиваем перспективы развития Украины. Это при том, что у нас есть огромный потенциал энергоэффективности и энергосбережения, мы можем потреблять гораздо меньше газа и способны развивать собственную добычу. Государство в своих решениях не должно руководствоваться удобствами на краткосрочную перспективу, а смотреть гораздо дальше.

   Как выбор направления интеграции скажется на благосостоянии украинцев?

   - По оценкам нашего института, в случае интеграции в Таможенный союз благосостояние упадет на 0,5% в среднесрочной перспективе и на 3,7% в долгосрочной. И наоборот, возрастет соответственно на 4,3% и 11,8% при имплементации Соглашения об ассоциации с ЕС, которая предусматривает создание глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли.

   Что именно будет влиять на благосостояние в том и другом случае?

   - Факторов много, назову лишь те, что на поверхности. В случае создания зоны свободной торговли с Евросоюзом на украинском внутреннем рынке увеличится конкуренция - для потребителей это означает лучшее качество товаров и услуг и низкие цены на них. Украинские производители получат легкий доступ на крупнейший в мире рынок, соответственно появятся новые возможности для роста производства, инвестиций, а следовательно для создания новых рабочих мест. Соглашение об ассоциации содержит обязательства Украины по гармонизации своего законодательства к европейским нормам - это должно привести к улучшению экологической защиты, защиты прав работников, безопасности продуктов питания, высшего качества товаров и услуг и т.п.. Зафиксированные в соглашении нормы относительно прозрачности процедуры госзакупок позволят эффективнее использовать бюджетные средства, что будет способствовать их сбережению и использованию в других сферах, например, в социальной. И так далее.

   В учредительных договорах Таможенного союза сильного реформаторского компонента нет. Кроме этого, увеличение таможенных тарифов на наших границах однозначно будет иметь негативное влияние на благосостояние людей и развитие экономики. Ведь в результате подорожает значительная часть товаров, ввозимых не из России, Беларуси и Казахстана. Это не только потребительские товары, но и инвестиционные - которые Украина импортирует, в частности, с ЕС. Также составляющие для производства, в том числе продукции на экспорт.

   К тому же, вследствие упомянутых проблем с ВТО продавать станет труднее во все государства, не участвующие в Таможенном союзе. При этом с самими Россией, Беларусью и Казахстаном торговый режим фактически не улучшается. Украина и так с этими странами зоны свободной торговли и большинство товаров продает без пошлин.

   Россия прямо дает понять, что в случае неучастия Украины в Таможенном союзе она будет препятствовать украинскому экспорту. Это весомый аргумент?

   - Россия является членом ВТО, и Украина должна это использовать. Если Россия необоснованно будет ограничивать импорт наших товаров, то следует задействовать соответствующие механизмы урегулирования споров. Надо уметь себя защищать, а не бояться панически угроз и шантажа.

   Что Россия может сделать - это отказаться от нынешней зоны свободной торговли с Украиной или ввести тарифы на определенные группы товаров. Но это так же больно ударит по россиянам, как по нам, ведь скажется на российских потребителях. С другой стороны, если тот или иной товар экспортируется только в Россию, то стоит подумать о его будущем. Когда он конкурентоспособен, то можно ориентироваться на другие рынки сбыта. Опять же: в случае участия Украины в Таможенном союзе делать это станет намного труднее.

   Безусловно, Россия - наш крупнейший торговый партнер, и нельзя этим пренебрегать. Но целью Украины должно быть создание максимально благоприятного режима торговли для отечественных производителей на всех внешних рынках. Прежде всего на двух - Евросоюза и Таможенного союза. Вхождение в последний этой цели повредит, ведь мы завязывемся на одном рынке и ухудшаем условия торговли на других. Поэтому лучший для Украины вариант - это существование зон свободной торговли одновременно и с Евросоюзом, и с Таможенным союзом.

Gazeta.ua