ГоловнаКонтактиМапа сайта

  Льготы для IT-компаний  - 2013/02/01 

2013/02/01

   Начиная с 1 января 2013 года вступили в силу изменения в Налоговый Кодекс Украины в части налогообложения компаний IT - отрасли, которые были приняты 5 июля 2012г. Законом № 5091 «О внесении изменений в раздел XX «Переходные положения» Налогового Кодекса Украины относительно особенностей налогообложения субъектов индустрии программной продукции».

   Коротко напомним историю вопроса. IT - отрасль уже проходила этап изменений и реформ в 2011 году, когда услуги по разработке, поставке, тестированию программного обеспечения и другие подобные услуги не облагались налогом на добавленную стоимость. Жизнь этой нормы была недолгой - она просуществовала лишь первое полугодие 2011г., но и за это короткое время она заставила понервничать руководителей и бухгалтеров IТ - компаний: перераспределение НДС, отдельный учет операций, облагаемых и не облагаемых НДС - это еще не полный перечень трудностей, с которыми они столкнулись на практике. А те компании, которые занимались исключительно предоставлением услуг программной индустрии, даже начали отказываться от статуса плательщика налога на добавленную стоимость и «сдавать» свои свидетельства плательщиков НДС. И теперь в 2013 году IT - отрасль вновь постигли изменения, что, к сожалению, свидетельствует о нестабильности налоговой системы в Украине.

   В конечном принятом варианте Закона льготы предусматриваются только из двух видов налогов - налога на добавленную стоимость и налога на прибыль предприятий, а основные изменения заключаются в следующем:

   1. Налог на добавленную стоимость - с 1 января 2013 по 1 января 2023 освобождается от обложения НДС операций по поставке программной продукции, к которой относятся для целей этой льготы только:

   - Результат компьютерного программирования в виде операционной системы, системной, прикладной, развлекательной и / или учебной компьютерной программы (их компонентов), а также в виде интернет-сайтов и / или онлайн - сервисов;
- Криптографические средства защиты информации.

   2. Налог на прибыль предприятий - ставка налога на прибыль предприятий для субъектов программной индустрии с 01 января 2013 по 1 января 2023 составляет 5%. Виды экономической деятельности, которые дают возможность применять льготы по налогу на прибыль, следующие:

   - издание программного обеспечения;
- компьютерное программирование и все виды деятельности по написанию, модификации, тестированию и обеспечению технической поддержкой, документирование программного обеспечения;
- консультирование по вопросам информатизации;
- деятельность по управлению компьютерным оборудованием;
- создание и внедрение информационно-технических комплексов;
- обработка данных, размещение информации на веб - узлах и связанная с ними деятельность.

   К тому же предприятие, претендующее на получение статуса субъекта индустрии программной продукции, должно в течение предыдущих четырех последовательных отчетных (налоговых) кварталов совокупно одновременно отвечать таким критериям:

   - удельный вес доходов субъекта от осуществления видов экономической деятельности, указанных выше, не менее 70 процентов доходов от всех видов экономической деятельности по реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- первоначальная стоимость основных средств и / или нематериальных активов предприятия превышает 50 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года;
- у субъекта отсутствует налоговый долг;
- в отношении субъекта судом не приняты постановления о признании должника банкротом в соответствии с Законом Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом".

   Отдельные нормы предусмотрены для новообразованных субъектов индустрии программной продукции.При условии соответствия критериям и предоставлении услуг, перечисленных выше, предприятие для получения статуса субъекта предпринимательской деятельности должно подать в орган государственной налоговой службы регистрационное заявление вместе с финансовой отчетностью и копиями определенных первичных документов.

   Как это часто бывает, намерения законодателей были бы достаточно хороши для отрасли и бизнеса. Но Закон № 5091 имел сложный путь развития и в результате бизнес получил не совсем то, на что надеялся.

   Как можно было ожидать, предпосылками Закона об особенностях налогообложения субъектов индустрии программной продукции должно быть желание государства поддержать украинскую индустрию программной продукции в условиях, когда эта индустрия находится в стадии становления и активного развития. Поскольку в Украине сформировался очень мощный интеллектуальный потенциал и высокие темпы роста (в среднем до 40% в год) именно в сфере программной продукции.

   Так, первый вариант особенностей налогообложения предусматривал также льготную ставку по налогу на доходы физических лиц (5%) с 01 января 2013 года. Хочется упомянуть и законопроект № 8267 "О государственной поддержке развития индустрии программной продукции", имевший целью внести изменения в Закон Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование", установив льготный размер единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование для субъектов хозяйствования индустрии программной продукции. Но он так и не был принят, поскольку, по мнению Президента, «является не чем иным как нарушением конституционных принципов защиты государством всех субъектов права собственности и хозяйствования, их равенства перед законом», а также «приведет к существенному ограничению существующих по действующим законам возможностей соответствующих граждан в реализации принадлежащего им права на социальную защиту». Хотя, конечно, истинная причина его отклонения есть потери Пенсионного фонда Украины, а соответственно необходимость дотаций из Государственного бюджета Украины.

   К сожалению, принятый вариант Закона № 5091, а также непринятие законопроекта № 8267 не отразили в себе главную идею данной новации - стимулирование индустрии программной продукции.

   Налоговые льготы для IT - отрасли были реализованы в достаточно урезанном виде, а некоторые из них могут оказаться малодоступными. Не исключается и возможность конфликтов между налогоплательщиками и налоговыми органами, например, при определении видов экономической деятельности. Размытость видов экономической деятельности является основой для манипуляций.

   Кроме того, освобождение от налогообложения НДС и снижение ставки налога на прибыль, к сожалению, не будет иметь значительных позитивных изменений в уменьшении налогового бремени компаний IT-отрасли. Дело в том, что самый большой вид расходов таких компании является именно оплата труда IT-специалистов как весомого ресурса компании, а потому реальным позитивным сдвигам было бы уменьшение ставки налога на доходы физических лиц и ЕСВ.

   Кроме того, принятие даже позитивных изменений с такой скоростью и необходимость бизнеса подстраиваться под новые нормы являются явлением неоднозначным. Оно свидетельствует о несоблюдении основных принципов стабильности и системности законодательства.

   Дополнительными трудностями при использовании налоговых льгот является отдельный учет доходов и расходов при ведении деятельности в IT - отрасли, а также необходимость распределения входного НДС. Это требует соответствующего технического обеспечения от предприятия. Поэтому в данном вопросе не стоит спешить, а взвесить все «за» и «против», поскольку использование налоговой льготы имеет чрезвычайно серьезную ответственность - штрафные санкции в случае нарушения норм законодательства могут быть значительными - а плюсов в принятом законопроекте по сравнению с его предыдущей версией не так уж много.

   По материалам: EBS

Бухгалтер 911