ГоловнаКонтактиМапа сайта

  Ограничение сроков возврата валютной выручки 90 дней  применяется независимо от даты заключения договора  -  2012/12/11 

2012/12/11

   Постановлением Правления НБУ 475 изменен срок расчетов по операциям экспорта и импорта товаров. Со дня вступления Постановления в силу — с 19.11.12 — этот срок уменьшен со 180 до 90 дней. Отметим, что под «операциями экспорта и импорта товаров» подразумеваются операции, упомянутые в статьях 1 и 2 Закона «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» — это экспорт товаров, услуг, прав интеллектуальной собственности, а также импортные операции резидентов.

   Сроки расчетов по таким операциям установлены статьями 1 и 2 Закона «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте». По общему правилу, для экспорта - это сроки, предусмотренные договорами, но не более 180 дней, для импорта – 180 дней. Вводя срок 90 дней, НБУ воспользовался правом, предоставленным ему частью 3 статьи 1 и частью 4 статьи 2 Закона.

   Учитывая норму статьи 58 Конституции о недопустимости обратного действия законов и других нормативно-правовых актов во времени, логично было бы предположить, что ограничение 90 дней будет применяться к договорам, заключенным после вступления Постановления 475 в силу – 19.11.12. Ведь именно в договорах обуславливаются сроки оплаты или поставки. Соответственно в договорах, заключенных до 19.11.12, эти сроки могли составлять до 180 дней.

   Однако НБУ в письме от 05.12.2012 № 29-209/12263 высказал иную точку зрения: «независимо от даты заключение внешнеэкономического договора, если авансовый платеж по импортному договору или поставка по экспортному договору осуществляется в период действия Постановления №475, то на такие операция распространяется требование их завершения в срок 90 дней».

   Права и обязанности сторон внешнеэкономического договора определяются условиями самого договора, а договор заключается в соответствии с нормами действующего законодательства Украины и международными договорами Украины. Внесение изменений в договор, как правило, допустимо только по обоюдному согласию сторон. У стороны договора – нерезидента – отсутствуют какие-либо основания изменять условия договора в связи с регуляторными актами НБУ, вступившими в силу после заключения договора. Точно также, с оглядкой на ст. 58 Конституции, такие основания отсутствуют и у резидента.

   Однако с уверенностью можем утверждать, что ни договорные обязательства сторон, ни ст. 58 Конституции не будут основанием для налоговых органов воздержаться от начисления пени 0,3% за каждый день просрочки «возврата валютной выручки».

   Комментируемое письмо НБУ содержит и другие любопытные положения. К примеру, НБУ возлагает обязанность продажи валюты, которая поступает на счета резидентов, открытые за пределами Украины на основании индивидуальной лицензии, на самих резидентов. По мнению НБУ такой резидент обязан перечислить необходимую для продажи сумму валюты в уполномоченный банк, или продать валюту за счет средств, находящихся в уполномоченном банке. В связи с этим отметим, что согласно п. 7 Постановления 475 обязанность продажи валюты возлагается на субъектов межбанковского валютного рынка Украины. К таким субъектам относятся уполномоченные банки и финансовые учреждения, но не их клиенты (см. п. 4 раздела I Положения о порядке и условиях торговки иностранной валютой, утвержденного Постановлением НБУ от 10.08.2005 № 281).

   Напоследок, не можем удержаться от замечания: обычай некоторых юристов включать действия правительства в раздел «форс-мажор» наряду с войной и стихийными бедствиями, вызывает всё более грустную улыбку.

   Игорь Забута, Юридическая компания BLC-Ukraine

Бухгалтер 911